2017-9-12 19:35 |
8 сентября в Ташкенте завершилась II Международная плодоовощная ярмарка. Последний день выставки-ярмарки прошел без ажиотажа, да и гостей мероприятия, прибывших из других стран или из периферийных регионов республики, явно поубавилось.
Среди посетителей преобладали жители Ташкента, решившие оценить потенциал сельскохозяйственного сектора страны «во всей красе». Ведь более 150 фермерских хозяйств и отраслевых предприятий продемонстрировали свежие фрукты и сухофрукты, цитрусовые, овощи, зелень, бахчевые, бобовые, орехи, приправы, напитки, технологии по упаковке, транспортные и логистические услуги.
В ярмарке приняли участие делегации более 40 стран, в частности, представители специализирующихся на сельском хозяйстве министерств и ведомств, торгово-промышленных палат, логистических компаний, действующих в плодоовощной сфере предприятий из США, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратов, Южной Кореи, Японии, Италии, Франции, Латвии, Литвы, Эстонии, Чехии, Малайзии, Сингапура, Индии, России, Казахстана.
Основной целью выставки было ознакомление потенциальных покупателей с достижениями в сфере сельского хозяйства и агропромышленности, демонстрация выращиваемой в стране экологически чистой сельхозпродукции, поиск новых партнеров, дальнейшее повышение экспортного потенциала республики.
Эстонцам не хватило изюминки
Участники выставки, представители эстонской компании – Александр и Анастасия Кепа поделились с «Ферганой» своими впечатлениями от мероприятия:
- Какие ваши общие впечатления?
- Первое, что хотелось отметить, это очень мало изюминки во всем этом многообразии. Создается ощущение, что все как-то стандартизовано. Нам кажется, что все это рассчитано для профессионалов, для очень крупных покупателей, которые уже работают с данной продукцией. Мы же, из Прибалтики, из Скандинавии пока новички на узбекском рынке, пока ходим и присматриваемся. Но есть интересные для нас вещи, например, снеки, сухофрукты, консервированная (обработанная) продукция.
- Вас больше интересует свежая плодоовощная продукция или продукция первичной либо вторичной обработки?
- Конечно же, нас интересует в первую очередь, консервированная или другая обработанная продукция, способная храниться длительное время. Это из-за расстояния и тех очередей грузов на пограничных переходах. Свежая продукция, безусловно, представляет интерес, но мы боимся, что не довезем все это до конечного потребителя.
- Для Эстонии намного ближе и проще везти подобную продукцию из Европы, где все это производится довольно в широком ассортименте. Почему вы рассматриваете именно этот «дальний угол» для поставки сельхозпродукции в Эстонию?
- Да, вы правы, в Эстонии продаются в магазинах, например арбузы, привезенные из Европы по 50 центов за кг. Но, у этих арбузов нет вкуса. И нам хотелось бы поставлять на эстонский рынок продукцию с вот таким натуральным вкусом (они указывает на продукцию, представленную на стендах) и такого «натурального» качества. Мы приехали сюда по рекомендации друзей, которые живут и работают в Москве. Они знают качество сельхозпродукции из Узбекистана.
- Как вы думаете, каковы перспективы реализации узбекской сельхозпродукции на эстонском рынке?
- Во-первых, начнем с того, что, если бы не видели перспективы, то мы не приехали бы на эту выставку. Мы считаем, что эта продукция будет пользоваться спросом, она найдет своего покупателя, причем их (покупателей) будет не мало.
- Вы видите перспективу по всей Прибалтике? В Латвии, Литве?
- В Латвии, в частности, уже есть и функционирует узбекский Торговый дом. Мы же присматриваемся к перспективе поставок плодоовощной продукции напрямую из Узбекистана в Эстонию. Кроме того, буквально «рядом с нами» существует довольно емкий рынок Финляндии и «за спиной» ее огромный рынок скандинавских стран. От нас ходят паромы в Финляндию каждые 2 часа.
- Иначе говоря, вы присматриваетесь к такому варианту: закупки сельхозпродукции в Узбекистане с последующей поставкой в Финляндию?
- Именно. Мы хорошо знаем рынок Финляндии, в культурном и языковом плане мы тесно связаны. Также через Финляндию можно организовать поставки в остальные скандинавские страны. Это и есть та перспектива, на которую мы рассчитываем.
- На ваш взгляд чего не хватает на этой выставке-ярмарке? Что хотелось бы еще увидеть?
- На наш взгляд, хромает «подача материала». Мы видим однообразие во всем этом многообразии. Нам кажется, что не хватает идей в «подаче материала» и в продвижении.
Экспорт сельхозпродукции: итоги 2016 года и планы на 2017 год
По итогам 2016 года предприятиями республики осуществлен экспорт плодоовощной продукции в объеме 818,5 тыс. тонн, что на 38,3% больше чем в 2015 году. В том числе, в 2016 году был осуществлен экспорт:
овощей – 242,1 тыс. тонн (доля в общем объеме экспорта 29,6%);
плодов – 229,6 тыс. тонн (28%);
бахчевых – 6,8 тыс. тонн (0,8%);
винограда – 96,2 тыс. тонн (11,7%);
бобовых – 120,2 тыс. тонн (14,7%);
сушеной продукции – 124,5 тыс. тонн (15,2%).
Плодоовощная продукции из Узбекистана продавалась в 43 государства, при этом география экспорта в 2016 году пополнилась 9 новыми странами: Испания, Италия, Ливан, Вьетнам, Бельгия, Швейцария, Голландия, Израиль и Чехия.
По итогам 2016 года, в суммарном мировом объеме экспорта Узбекистан занял 48-е место среди стран-экспортеров сельхозпродукции.
В 2017 году экспорт плодоовощной продукции прогнозируется в объеме 1,27 млн. тонн, что на 55,2% больше по сравнению с 2016 годом. (источник: специализированная внешнеторговая компания АО «Узагроэкспорт»)Новые игроки и «прямые» контракты
Напомним, что с 1 июля сего года право отгружать на экспорт свежую плодоовощную продукцию получили все субъекты предпринимательства. До этого монополия по экспорту свежей плодоовощной продукции принадлежала государственной специализированной внешнеторговой компании «Узагроэкспорт». Чем же отличалась эта выставка от предыдущих? Появлением новых потенциальных покупателей, увеличением объемов реализации или новыми формами сотрудничества?
- К какой продукции больше интерес со стороны покупателей и какие страны его проявляют? Есть ли страны-новички на рынке сельхозпродукции Узбекистана? - задали мы вопрос представителю Сурхандарьинской области, приехавшему на выставку со своим павильоном.
- В основном спрос со стороны таких стран как Россия, Англия, Афганистан, Казахстан, Индия, Пакистан, Китай и Корея. Среди них, для нас «новичками» являются Англия, Афганистан, Индия и Пакистан. Интерес со стороны Индии, Афганистана и Пакистана больше на бобовые. Россия и Казахстан традиционно предъявляют в основном спрос на свежую и сушеную продукцию.
- Вами уже заключены контракты с вышеназванными странами?
- Да, мы уже заключили 12 контрактов с представителями фирм из этих стран.
- Это «прямые» контракты или через специализированную внешнеторговую компанию?
- За исключением некоторых специфических контрактов, почти все контракты заключены напрямую.
Представитель павильона Ташкентской области поделился похожими наблюдениями:
- Основной объем заключенных контрактов приходится на Россию и Казахстан. Но, активность стали проявлять представители фирм из Афганистана, Индии, Пакистана и Англии. Индия и Пакистан в большей степени заинтересованы в поставках бобовых. Почти все заключенные контракты – это «прямые контракты.
Главный покупатель – на севере
Основными импортерами узбекской плодоовощной продукции на сегодняшний день являются Россия и Казахстан. По оценке экспертов, поставки в Российскую Федерацию составляют около 60% общего объема экспорта товаров этой группы.
В 2016 году импорт узбекской сельскохозяйственной продукции в Россию вырос в два раза преимущественно за счет роста овощей и фруктов и составил 114 млн. долларов США. Поставки томатов из Узбекистана возросли в 3 раза, винограда – почти в 2 раза, яблок и груш – более чем в 30 раз, косточковых – более чем в 20 раз, прочих свежих фруктов – в 10 раз (источник: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации).
Правда, пока поставки растут в основном количественно, но не качественно, по крайней мере, собрать полный ассортимент узбекских фруктов у себя на прилавках не смогла, наверное, ни одна торговая сеть в РФ. Вот, что рассказала «Фергане» одна из посетительниц ярмарки Татьяна К. :
- Я - гость столицы Узбекистана, приехала из России, из Новосибирска к родственникам, уже второй раз в Ташкенте. Случайно узнала о выставке и решила посетить ее. Совсем не пожалела. Конечно же, много чего тут представленного я видела и пробовала уже на базарах Ташкента. Но тут совсем другой дух и атмосфера. Такое разнообразие и красота в одном месте. Все так натурально и естественно. У нас в магазинах и овощных ларьках продают узбекские фрукты и дыни, но такого разнообразия сортов и видов там не встретишь. Столько сортов винограда – просто глаза разбегаются. Жаль, что довозят к нам малую часть из того, что выращивается в Узбекистане.
Одним из почетных гостей на ташкентской выставке стал заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин. Выступая на открытии мероприятия, чиновник подчеркнул, что созданный между Узбекистаном и Россией для наращивания объемов поставок плодоовощной продукции «Зеленый коридор», который с июля этого года работает пока еще в тестовом режиме, до конца года заработает на полную мощность. В основе «Зеленого коридора» лежит соглашение по линии Федеральной таможенной службы России и Россельхознадзора об упрощенной процедуре таможенного и фитосанитарного оформления при поставках плодоовощной продукции из Узбекистана в Россию.
Еще одним важным шагом в укреплении торговых связей между Узбекистаном и Россией является постановление кабинета министров Узбекистана, согласно которому шесть российских ритейлеров могут получать плодоовощную продукцию их Узбекистана без осуществления предварительной оплаты, в том числе, без открытия подтвержденного банковского аккредитива либо оформления гарантии первоклассного иностранного банка. В число таких ритейлеров входят: АО «Тандер» (розничная сеть «Магнит»), X5 Retail Group, ГК «Холидей», сети магазинов - «Мария-Ра», «Монетка» и «Челны-хлеб», а также аффилированные с указанными сетями компании. Право поставлять сельхозпродукцию вышеуказанным российским ритейлерам без предоплаты предоставлено специализированной внешнеторговой компанией «Узагроэкспорт», входящей в «Узпищепромхолдинг».
Отметим, что в настоящее время субъекты предпринимательства Узбекистана могут заключать экспортные контракты, в том числе на поставку сельхозпродукции, только на условиях предоплаты в 85-100%.
* * *
Читайте также авторскую колонку ташкентского политолога Марьям Ибрагимовой «Земля и воля», посвященную необходимости скорейшего введения частной собственности на землю.
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...