2016-6-10 14:22 |
В редакцию «Ферганы» обратилась группа заведующих детскими садами Ташкента (Узбекистан) с жалобой на многочисленные поборы и вымогательства со стороны чиновников. Обирают заведующих, но в итоге получается, что грабят беззащитных малышей.
Наши собеседницы по понятным причинам категорически просили не называть их имен. А в качестве примера бессовестной «обираловки» выбрали Яккасарайский район столицы, где, по их словам, «паразитизм на детях достиг своего апогея».
Начать рассказ заведующие просят с истории, случившейся в июле прошлого года совсем в другом районе Ташкента - Шайхантохурском. Начальник ГУНО (Городское управление народного образования) Ильёр Акбаров при личной проверке обнаружил в детском саду №516 финансовые нарушения не то в 96, не то в 98 миллионов сумов (по тому времени около 32 тысяч долларов по реальному курсу) и тут же дал делу законный ход. Проворовавшуюся заведующую посадили, а начальник ГУНО снискал «наверху» славу непримиримого борца с коррупцией.
Но детей могут обирать не только заведующие. Начнем с тех, кого считают самыми приличными людьми.
«Гусары денег не берут»
Самыми порядочными среди представителей проверяющих организаций заведующие называют пожарных. Те появляются один раз в год, просят подписать самый минимальный штраф и оформить подписку на какой-нибудь недорогой журнал. Говоря о штрафе и подписке, чувствуют себя неловко - видно, их заставляет делать это начальство.
При этом пожарные ни наличных денег, ни каких других материальных ценностей для себя не просят. «Настоящие офицеры и настоящие мужики», - уважительно говорят о них заведующие.
Второе место среди «нестяжателей», как ни странно, собеседницы «Ферганы» отдают сотрудникам хокимиятов (администраций). Проверками не донимают, могут лишь раз в пару месяцев позвонить по телефону и попросить привезти «бутылку хорошего коньяка». Учитывая, что финансирование детсадов идет именно через районные хокимияты, просьба насчет бутылки мало кому из заведующих кажется оскорбительной.
«Мы с Тамарой ходим парой»
К сожалению, список «джентльменов» на этом заканчивается, начинается перечень хапуг. По словам наших собеседниц, больше всего в масштабах Ташкента обнаглели сотрудники отдела гигиены детей и подростков службы государственного Центра санитарно-эпидемиологического надзора или, по старинке, СЭС.
В Яккасарайском районе этот отдел гигиены представляют две милые молодые женщины - Зиёда Абдуллаева и Дильфуза Адылова. Они очень жизнерадостные и всегда ходят вдвоем. Проверку детсадов положено проводить раз в квартал, но эти веселые сотрудницы являются тогда, когда им вздумается - обычно раз в один-два месяца. Сразу навязывают детсаду «хотя бы один маленький штрафчик». «Маленький штрафчик» - это один размер минимальной заработной платы, на сегодняшний день 146 тысяч сумов. К «штрафчику» прилагается еще по 200 тысяч наличными каждой - за то, что акт о нарушениях «не передадут туда, куда надо, просто положат, на всякий случай, на полочку».
Это, так сказать, внеплановые проверки. Когда проверка плановая, по приказу начальства, то здесь уже расценки меняются. Сумма «штрафчика» возрастает до пяти «минималок», наличных для каждой - до 250 тысяч. Плюс еще 80 тысяч надо отдать за то, что веселые сотрудницы СЭС берут еду на анализ.
«Эти дамочки обходятся каждому детскому саду, как минимум, в один миллион 860 тысяч сумов в квартал, - говорят собеседницы «Ферганы». - Причем все эти деньги идут из нашего кармана - расходы на штрафы в бюджете детсадов не предусмотрены».
Как утащить у малышей всю сметану и остаться честной
Впрочем, как бы ни раздражали заведующих Абдуллаева с Адыловой, они самые настоящие ангелочки по сравнению со своей коллегой Рано Расуловой, которая осуществляет проверки детсадов всего Ташкента.
У Расуловой довольно скромная должность - заведующая отдела гигиены детей и подростков СЭС Мирабадского района. Среди детсадов и школ этого района она давно прославилась своими непомерными аппетитами. Причем прославилась до такой степени, что еще в 2011 году хоким (глава администрации) района на общем собрании сказал, что Расулова тащит у детей «сметану трехлитровыми банками».
В том же году в преддверии сентября на одном из независимых сайтов вышла статья, где рассказывалось о том, как эта дама грабит школы и детсады. Статья в Интернете не сохранилась, зато легко найти материал о мерах, которые были приняты Минздравом после жалоб на Расулову.
После публикации статьи главврач Мирабадской СЭС Рустам Умаров собрал в кабинете всех директоров школ, которые под его диктовку и в присутствии самой Расуловой написали объяснительные о том, что та - «честнейший человек и взяток не берет». С заведующими детсадов и вовсе считаться не стали - такие же объяснительные они написали уже под диктовку… самой героини критической статьи.
В награду за вымогательство - личный автомобиль
Еще любопытнее продолжение этой истории, которое рассказали собеседницы «Ферганы». Не все заведующие тогда пошли на «диктант» к Расуловой, семеро из них направились в прокуратуру, где написали заявления прямо противоположного содержания. Прокуратура провела проверку, признала, что факты подтвердились, возбудила уголовное дело. Суд состоялся в декабре 2011 года, но Расулова попала под амнистию.
Главврач городской СЭС Алимухамедов приказал уволить дискредитировавшую себя сотрудницу, однако главврач СЭС Мирабадского района Умаров выполнить этот приказ демонстративно отказался. Так Расулова осталась заведующей отделом. А в прошлом году, когда Умаров был назначен главврачом городской СЭС, так и вовсе получила повышение - Умаров сразу дал ей полставки врача в городе и персональный автомобиль «Дамас» с шофером.
Заодно Расулова получила право проверять от имени городской СЭС все 445 детских садов Ташкента. Как рассказывают заведующие, проверки проходят раз в полгода, для них выборочно выбирают 3-5 детсадов в каждом районе. В «чужих» районах сметаной Расулова не берет, только деньгами. Принцип проверки в точности такой же, как и у ее коллег-«ангелочков»: штраф и наличка, чтобы акту о нарушениях не был дан ход. Только ставки совсем другие - штраф в семь «минималок» и наличными 300 долларов.
Аппетиты районо
Казалось бы, непримиримую войну с вымогателями из СЭС должно вести руководство районо или ГУНО, но в Яккасарайском районе детские сады с июля прошлого года сами страдают от поборов со стороны своего начальства. Почему с июля? Потому что в том месяце методистом дошкольного отдела назначили Дилобар Зайнутдинову, которая снискала славу ничуть не меньшую, чем Рано Расулова из Мирабадской СЭС.
Сначала Зайнутдинова работала в ГУНО инспектором дошкольного отдела, но попалась на том, что, в частности, торговала призовыми местами на городских конкурсах: звание «лучший руководитель» - 500 долларов, «лучшее оформление детсада» - 200 долларов, и т. д. За взятки в особо крупных размерах ее понизили до должности методиста в аналогичном отделе Мирзо-Улгбекского района.
Там она попалась уже на продаже родителям путевок в детсады. Говорят, ночью летом 2014 года Зайнутдинова, оставив на своем рабочем столе 250 подписанных путевок, ушла в неизвестном направлении, даже не подав заявления об увольнении. Исчезла на целый год, и вот каким-то чудом вновь оказалась назначена на руководящую должность все в той же дошкольной системе - на этот раз в Яккасарайском районе.
Как рассказывают заведующие, первым делом Зайнутдинова привела в районо своего верного «адъютанта» - некую Ферузу Усманову, которая работала с ней и в ГУНО, и в Мирзо-Улугбекском районо в качестве неофициальной помощницы. Оформила «помощницу», как обычно, «мертвой душой» в один из детсадов, после чего начала обдирать эти детсады, как липку.
Поборы осуществляются под предлогом проведения многочисленных семинаров, конкурсов и спортивно-развлекательных мероприятий. В качестве очередной жертвы выбирается один из 21 детсадов района. При этом для него не делается исключения - он, как и все остальные детсады, должен сдать «на достойное проведение праздника» деньги. Только в минувшем мае на семинар «В кругу сказок» сдавали по 250 тысяч сумов, фестиваль «Звездочки независимости» - по 450 тысяч, турнир «Богатырское здоровье» - по 600 тысяч, а конкурс на звание лучшего воспитателя года и вовсе обошелся по миллиону с каждого.
Деньги эти передаются «ответственным лицам», которых назначает сама Зайнутдинова. Считаются, что собранная сумма пойдет на оформление мероприятий, подарки детям, подарки членам жюри и т. д. Однако детсад-«жертва», как правило, покрывает все эти расходы за свой счет. Куда идет большая часть собранных денег, остается только догадываться. Никакие отчеты по затратам заведующим не предоставляются.
Путевки в детсады - золотая жила
Впрочем, доходы с фантастического количества мероприятий, которые по своей инициативе назначает Зайнутдинова, сущий пустяк по сравнению с прибылью, что она имеет от продажи путевок в детсады. Как рассказывают собеседницы «Ферганы», здесь у нее «настоящая золотая жила».
Во время работы комиссии по выдаче путевок в Яккасарайском районо. Народу столько, что за порядком даже следит милиционер. Фото «Фергана»
По существующим правилам, комиссию, распределяющую путевки, должен возглавлять заведующий районо, а методист дошкольного отдела выступать на ней в качестве секретаря. Но Зайнутдинова, как уже было в Мирзо-Улугбекском районе, сразу же «приватизировала» эту комиссию, став ее полновластным хозяином.
По словам заведующих, комиссия собирается два раза в неделю - во вторник после обеда и в пятницу до обеда. (Кстати, Зайнутдинова появляется на работе только в эти дни, в остальное время все дела решает верный «адъютант» Феруза, сидящая в ее кабинете). На каждое заседание комиссии приходит минимум десять родителей, желающих устроить своих малышей в детских сад. Всем им Зайнутдинова под разными предлогами отказывает.
Как правило, из этих десятерых пятеро разводят руками, а остальные начинают искать «нужные подходы». Такие подходы быстро находятся через «адьютанта» Ферузу. Здесь сразу выясняется, что пристроить ребенка в детсад предельно просто - надо только заплатить в зависимости от статуса сада от 200 тысяч сумов до 200 долларов.
Прием в специализированные детсады должен проходить на общих основаниях, но для распределения путевок в них Зайнутдинова самовольно назначила особый день - первый понедельник месяца. Здесь уже 200 тысяч сумов не пройдет, только 200 долларов.
Те, кто 200 долларов не нашел, получают отказ, хотя родители собрали все документы, какие положено. Заместитель главврача Яккасарайского райздрава Ирода Джамалутдинова по поводу «дискредитации детей с тяжелыми патологиями» в январе этого года даже подала официальную жалобу в районную прокуратуру. Но жалобу почему-то «замяли», и все осталось по-прежнему.
Кто покрывает «непотопляемого» методиста?
Было бы странно, если бы деятельность Занутдиновой кому-то в Якасарайском районо понравилась. Первым, кто выступил против зарвавшегося методиста, был начальник этой организации - заведующий районо Равшан Мирзаев. Он еще прошлым летом хотел ее уволить, но разрешения от городского руководства не получил. А его самого в середине декабря неожиданно перевели в ГУНО - начальником отдела духовности просветительства.
Пришедший на место Мирзаева новый заведующий районо Джахангир Джияналиев тоже пытался прижать Зайнутдинову. И тоже был переброшен на новое место - в мае его перевели директором спорткомплекса.
Вряд ли удастся справиться с всесильным методистом и очередному начальнику районо Равшану Гафурову. По словам наших собеседниц, за методиста насмерть стоит уже упоминавшийся «непримиримый борец с коррупцией» начальник ГУНО Ильёр Акбаров. А тот, в свою очередь, дружит с неким влиятельным Заиром. Все, что знают об этом Заире заведующие, - это то, что он представляет какую-то могущественную организацию, в 2012 году был членом внеочередной городской комиссии по аттестации руководства детсадов, и его слово на этой аттестации было решающим. И еще он - то ли хороший друг, то ли близкий родственник Зайнутдиновой. . .
Порочный круг пора разорвать
Рассказ заведующих детсадами о чиновниках, которые их обирают, кажется нескончаемым. Перечислить всех - получится целая книга. Поэтому мы остановились только на нескольких примерах. А так детсады проверяют и обирают, действительно, все, кому не лень. И в прокуратуру на хапуг не всегда пожалуешься: проверки представителей этой надзорной организации - одни из самых дорогостоящих: штрафы в 4 миллиона и наличкой от одной до трех тысяч долларов.
При этом мы не упомянули еще «официальные» поборы - хлопковую кампанию и подписку на десятки газет и журналов, которые в детсадах и даром никому не нужны. Хлопок каждой заведующей обходится от 4 до 8 миллионов сумов, подписка - примерно в 4 миллиона. Райфинодтел хокимията, правда, выделяет каждому детсаду на подписку 360 тысяч в год, но где заведующие берут остальные 3 миллиона 640 тысяч сумов, никого не интересует.
Оплатить такие грабежи ни одной заведующей не по зарплате. Вот те и выкручиваются, как могут: экономят на мебели, на игрушках, на ремонтах, собирают дань с родителей и берут в сады «левых» детей.
«Левые» дети - это те, кого принимают без путевок, кормят из общего котла, а деньги, что дают их родители, пускают на покрытие непомерных аппетитов чиновников. Кстати, та заведующая из Шайхантохурского района, с которой просили начать рассказ наши собеседницы, «погорела» именно на этом - воспитанников в ее заведении оказалось на сотню больше, чем положено.
Однако, как утверждают собеседницы «Ферганы», «левые» дети есть во всех детских садах. И «посадка» заведующей, которая проработала всего год, выглядит уже далеко не принципиальной борьбой с коррупцией, а мероприятием для «галочки». И при сложившейся практике поборов посадить можно любую заведующую.
Сдается, что порочный круг, образовавшийся в системе дошкольного образования, давно пора разорвать. И начать именно с проверяющих организаций.
Соб. инф.
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...