2019-3-13 14:45 |
Население Таджикистана до сих пор не привыкли к тому, чтобы отслеживать бюджетные деньги, утверждают эксперты. “Наше село построил президент” Назарали - житель поселка «Рахмонобод» в селении Барсем Шугнанского района ГБАО.
Этот поселок был построен после селевого потока в 2016 году и согласно постановлению правительства и по просьбам местных жителей был назван в честь президента Эмомали Рахмона. Здесь, после природного катаклизма, более 80 пострадавших семей получили новые дома, которые были построены за счет правительства.
«После того, как наше село было полностью разрушено, Его превосходительство президент для нас построил дома и полностью их оснастил, даже обеспечил нас запасами продукта на один год вперед, поэтому мы решили назвать поселок его именем», - рассказывает Назарали. Он точно не знает построил ли президент эти дома за свой личный счет или за счет бюджета, но говорит, что им во время вручения домов сказали, что для них все это сделал Лидер нации.
Назарали далеко не единственный гражданин Таджикистана, который почти уверен, что расходы на многие открытые президентом объекты и демонстративная помощь нуждающимся идут за личный счет главы государства. По словам экспертов, большинство населения не имеют должного уровня бюджетной грамотности и даже не интересуются тем, куда идут их налоги и из чего состоит бюджет государства.
65% бюджета формируют налоги
Преимущественная часть бюджета Таджикистана формируется за счет налогоплательщиков. В 2018 году налоговые поступления в бюджет страны составили 65% от его общего объема (23,3 млрд. сомони). Остальная часть поступила за счет неналоговых поступлений, инвестиционных проектов и средств бюджетных организаций.
Кроме того, за прошлый год был увеличен сбор подоходного налога, налог на прибыль, акциз и налог на добавочную стоимость. В результате государству не потребовались внешние гранты для поддержки бюджета. В докладе Всемирного банка, опубликованного в январе 2019 года было отмечено, что дефицит поступлений в бюджет был компенсирован за счет штрафов и пеней, которые взыскивались в ходе проверок бизнеса. То есть, простыми словами, большая часть государственной казны Таджикистана была наполнена деньгами граждан, которые они оплачивали из своего кармана в качестве налога.
Однако, как показывает практика, население не особо заинтересовано в контроле своих средств – бюджетных денег, как это принято в развитых странах запада, где при каждой ошибке чиновников им напоминают, что они живут за счет налогоплательщиков.
«Дело в характере государственного управления»
«Данный подход, на мой взгляд, заложен в самом характере государственного управления в республике. СМИ Таджикистана, за исключением пару независимых медиа, активно пропагандируют концепцию определенного сакрального характера в распределении средств чиновниками при этом практически никто не задается вопросом, о том, где ежегодные детальные отчеты для населения по республиканскому бюджету и по местным бюджетам», - говорит эксперт по экономическим вопросам Нур Сафаров. По его словам, правительство для стимулирования доверия населения должно периодически публиковать ежегодные детальные отчеты по доходной и расходной части бюджета.
В развитых странах запада при каждой ошибке чиновников им напоминают, что они живут за счет налогоплательщиков.
Общая отчетность, без особой подробности, по основным статьям расходов и доходов бюджета Таджикистана ежегодно публикуется. Тем не менее, согласно международному индексу прозрачности бюджета за 2017 год, республика получила только 30 балов из 100 возможных. В докладе отмечалось, что в целом увеличился объем информации о бюджете, представляемый в текущих отчетах, однако, не был обеспечен доступ общественности к аудиторскому отчету, не составлен полугодовой отчет, а бюджетное предложение исполнительной власти было опубликовано только с минимальными сведениями.
«Помощь за счет резервного фонда президента»
В государственных СМИ не редко появляется информация о предоставлении помощи разным слоям населения или отдельным лицам от резервного фонда президента. Как правило, это преподносится как дар со стороны главы государства. Однако, резервный фонд президента также ежегодно получает определенную сумму из бюджета страны. Например, в 2019 году в этот фонд планировалось направить около 350 млн сомони.
Более того, в Таджикистане согласно закону «о государственных финансах» после прекращения полномочий действующего президента будет создан Фонд Лидера нации, куда будут направляться 0,2% от объема государственного бюджета.
Средства планируется направлять на благотворительность, однако порядок их использования будет определять лично Эмомали Рахмон.
«Большая часть населения не живет за счет бюджета»
«Для большинства населения, за исключением узкой прослойки интеллигенции, вопросы бюджета абсолютно неинтересны. У нас считают, что весь бюджет принадлежит чиновникам и они имеют право распоряжаться этими деньгами как хотят», - отмечает таджикский журналист Марат Мамадшоев. Он полагает, что причиной тому может быть низкая грамотность населения и то, что большинство граждан не получают существенных денег от бюджета.
«Для них бюджет — это какое-то абстрактное понятие. Они получают деньги от миграции, от работы в каких-то международных структурах, а та же пенсия, например, которая выделяется из бюджета - она мизерная», - говорит Мамадшоев.
Вместе с тем, нужно сказать, что бюджет Таджикистана сохраняет свой социально ориентированный характер и основные статьи расхода идут на социальные нужды.
В бюджете за 2019 около 18,5 % (4,4 млрд. сомони) идет на образование, более 4% (1,7 млрд. сомони) на здравоохранение, 15,6% (3,7 млрд. сомони) на соцстрахование и соцзащиту - 23 млрд. 774 млн.
«Обществу нужно время»
Шахло Акобирова, глава Общественной организации «ХОМА», которая в том числе, специализируется на обучение журналистов правильному освещению вопросов управления финансами, отмечает, что «контроль за распределением бюджетных средств является один из эффективных способов борьбы с коррупцией, и, несмотря на то, что это является приоритетным направлением для правительства, реформы в этом плане идут медленно». По ее словам, чиновники не всегда заинтересованы в прозрачности вопроса бюджета, что как следствие ограничивает доступ журналистов к достоверной информации.
Шахло Акобирова уверена, что граждане очень часто неправильно воспринимают информацию о бюджете из-за того, что журналисты не всегда владеют необходимыми инструментами, чтобы правильно освещать такие события. «Обществу нужно время, чтобы пришло понимание того, что о цифрах и данных нужно говорить открыто», - отмечает эксперт.
Время от времени в таджикском обществе, особенно в социальных сетях, возникают вопросы к таджикским чиновникам о том, как при скромной зарплате в несколько сотен долларов им удается приобретать дорогостоящие автомобили и строить большие дома. Исчерпывающих ответов на эти вопросы, как правило, не поступают.
Впрочем, объяснения этому дают международные рейтинги. В 2018 году по индексу восприятия коррупции составляемым Международным антикоррупционным движением Transparency International республика заняла 152 место из 180 стран на ровне с Никарагуа, Мадагаскаром, Камеруном и Азербайджаном.
Эксперты отмечают, что бюджетная грамотность существенно может повлиять на снижение уровня коррупции в республике, но для этого нужна широкая грамотность населения и ее практическая направленность. Пока же отчетности от правительства больше требуют международные структуры и грантодатели, а не собственные граждане, внесенные деньги которых намного превышают иностранную финансовую помощь для поддержания бюджета.
Согласно официальным документам, общий объем государственного бюджета Таджикистана на 2019 предусмотрен в размере свыше 23 миллиардов 774 миллиона сомони (2,5 миллиарда долларов), что на 2,8 миллиарда сомони больше объема бюджета прошлого года. .
Подробнее читайте на rus.ozodi.org ...