2016-4-12 16:54 |
Комитет по иностранным делам Европейского парламента 11 апреля провел внеочередное заседание, одним из пунктов повестки дня которого было вопрос заключения соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Туркменистаном.
Как сообщает пресс-служба Европарламента, заслушав доклад представителя Европейской народной партии Рамоны Николь Манеску и выступление специального представителя Евросоюза по Центральной Азии Петера Буриана об отношениях ЕС с Туркменией, Комитет перенес обсуждение вопроса на 18 апреля.
Отметим, что эта же тема обсуждалась Комитетом и 4 апреля, итогом стал перенос принятия решения на неделю.
Ранее, 30 марта, тридцать неправительственных организаций из разных стран мира призвали Комитет по иностранным делам Европарламента отложить ратификацию СПС с Туркменистаном до тех пор, пока правительство этой страны не начнет соблюдать контрольные показатели в области прав человека, установленные Европейским парламентом. Текст обращения на русском языке опубликовало 11 апреля издание «Хроника Туркменистана»:
«В течение почти 15 лет подписание Соглашения Евросоюза о партнерстве и сотрудничестве с Туркменистаном, одним из самых закрытых и репрессированных государств в мире, откладывалось из-за серьезных нарушений в области прав человека, - говорится в обращении НПО. - В связи с этим в резолюции о Временном торговом соглашении между ЕС и Туркменистаном от апреля 2009 года Европейский парламент изложил конкретные требования в области прав человека, которые туркменские власти должны выполнить до ратификации Соглашения. К ним относятся:
• полное освобождение всех политзаключенных;
• снятие ограничений на свободу передвижения и выезда граждан за границу;
• обеспечение свободного доступа сотрудникам международной организации «Красный крест» и другим независимым наблюдателям;
• улучшение в области гражданских свобод, в том числе для неправительственных организаций (НПО) в Туркменистане.
Комитет Европарламента по иностранным делам вновь заявил о необходимости соблюдения данных требований в 2011 году, подчеркнув, что «защита прав человека является предпосылкой тесных связей с ЕС».
С 2012 года правительство Туркменистана предприняло ряд мер, направленных, по мнению ЕС, на совершенствование соблюдения показателей международных стандартов в области прав человека. Однако, как отмечается в приложении, власти не добились существенных результатов в достижении этих ключевых показателей.
Туркменское правительство отказывается признавать факты насильственного исчезновения в тюрьмах в течение многих лет более сотни граждан, большинство из которых являются бывшими общественными деятелями, и продолжает задерживать и заключать под стражу граждан по политическим мотивам. Несколько тысяч граждан, в основном являющихся родственниками заключенных или находящихся в изгнании критиков властей, до сих пор остаются невыездными с целью их запугивания и лишения возможности добиваться правосудия для своих близких. Доступ для независимых правозащитных организаций в Туркменистан остается закрытым, и как минимум 12 специальным комитетам ООН, которые запросили приглашения у правительства, было отказано в их получении. Независимые правозащитные организации не могут вести свою деятельность на территории Туркменистана. Правительство ограничивает свободу средств массовой информации, и за последний год проводило насильственный демонтаж спутниковых тарелок, тем самым изолируя граждан Туркменистана от источников альтернативной информации…
Согласно заявлению Евросоюза, Соглашение будет способствовать продвижению прав человека в Туркменистане через расширение объема сотрудничества и открытию новых каналов для диалога. Подобные аргументы использовались для обоснования ратификации Временного торгового соглашения. Однако, как сказано в приложении, правительство Туркменистана не предприняло никак конкретных мер, напрямую влияющих на жизнь граждан, для достижения ключевых показателей в области прав человека. Туркменские власти могут предпринять эти меры сейчас, в рамках существующих каналов диалога в области прав человека, визитов полномочных представителей ЕС и межпарламентского сотрудничества. Отсутствие каналов определенно не является препятствием.
Напротив, постоянный отказ властей предпринять конкретные меры по достижению контрольных показателей указывает на то, что предпринятые ими меры являются ничем иным, как циничной попыткой отвлечь внимание от нежелания правительства по-настоящему улучшить жизнь туркменских граждан. Оставляя без внимания эту неприемлемую ситуацию и не уделяя первостепенное внимание реформам в области прав человека в Туркменистане, Европейская служба внешнеполитической деятельности (ЕСВД), Комиссия и государства-члены ЕС дают неоднозначные сигналы туркменским властям об условиях сотрудничества с ЕС.
Евросоюз признал, что правительство Туркменистана имеет стратегический интерес в активизации отношений с Евросоюзом и, соответственно, в подписании Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Туркменистаном. Дальнейшее продвижение по вопросу ратификации Соглашения до того, как правительство Туркменистана добьется улучшений, может лишить одного из ключевых рычагов влияния ЕС в области прав человека в Туркменистане.
У Европейского парламента сейчас есть уникальная возможность доказать, что политика ЕС в отношении Туркменистану останется верной ключевым ценностям и принципам, которые лежат в основе отношений со странами-партнерами. Чтобы сполна воспользоваться этой возможностью, мы призываем вас отложить решение о подписании Соглашения до тех пор, пока не будут достигнуты заметные улучшения в сферах, предусмотренных контрольными показателями, установленными Парламентом.
Более подробно эти требования изложены в приложении:
• прекратить практику насильственного исчезновения и содержания под стражей без связи с внешним миром, а также предоставить доступ и возможность общения всех содержащихся под стражей лиц членам их семей, юристам и международным гуманитарным организациям; предоставить информацию об исчезнувших гражданах, исходя из списка, составленного НПО;
• безоговорочно и незамедлительно освободить Гульгельды Аннаниязова, Сапармамеда Непескулиева и других заключенных, осужденных за мирное инакомыслие или журналистскую деятельность;
• обеспечить свободу передвижения и возможность выезда за границу для каждого, в том числе для невыездных граждан;
• пригласить 12 специальных комитетов ООН, чьи запросы на получение приглашений были отклонены, и оказать содействие в организации визита Специального докладчика ООН по вопросам пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания;
• снять ограничения для проведения независимого мониторинга в области прав человека неправительственными и международными организациями, разрешить регистрацию независимых правозащитных организаций с целью дальнейшей деятельности без страха наказания;
• прекратить демонтаж спутниковых антенн и разрешить гражданам пользоваться частными спутниковыми антеннами.
Правительство Туркменистана не стоит поощрять за реформы, которые, по сути, сводятся к приукрашиванию истинного положения дел. Дальнейшие действия по ратификации Соглашения в сложившихся условиях могут быть истолкованы как капитуляция перед правительством, злоупотребляющим своими полномочиями, и может поставить под сомнение авторитет Парламента и эффективность его работы как позитивной силы в области поощрения и защиты прав человека.
Репутация Парламента по обеспечению принципиальной позиции ЕС по отношению к Туркменистану заслуживает одобрения. Мы искренне надеемся, что можем рассчитывать на вашу поддержку, и что ваша позиция в этом вопросе останется неизменной. Бесчисленные жертвы репрессий и недостойного обращения всецело этого заслуживают.
Благодарим вас за проявленное внимание и выражаем готовность к дальнейшему обсуждению данных вопросов.
С уважением,
International Partnership for Human Rights (IPHR)
Turkmenistan Initiative for Human Rights (TIHR)
Human Rights Watch (HRW)
Christian Solidarity Worldwide (CSW)
International Federation for Human Rights (FIDH)
Centre for the Development of Democracy and Human Rights, Russia
Freedom Files, Russia
Memorial Human Rights Center, Russia
Norwegian Helsinki Committee
Crude Accountability
Prove They Are Alive! campaign
Promo LEX Association, Moldova
Moscow Helsinki Group, Russia
Helsinki Citizens’ Assembly – Vanadzor, Armenia
Public Foundation Golos Svoboby, Kyrgyzstan
Public Verdict Foundation, Russia
Helsinki Committee of Armenia
Barys Zvozskau — Belarusian Human Rights House, Belarus/Lithuania
Bir Duino, Kyrgyzstan
Kazakhstan International Bureau from Human Rights and Rule of Law
SOVA Center for Information and Analysis, Russia
ARTICLE 19 (UK)
UNITED for Inter-Cultural Action (The Netherlands)
Association of Ukrainian Human Rights Monitors on Law Enforcement (Association
UMDPL, Ukraine)
Kharkiv Regional Foundation «Public Alternative» (Ukraine)
Center for Civil Liberties (Ukraine)
Belarusian Helsinki Committee
Regional Center for Strategic Studies (Azerbaijan)
Office of Civil Freedoms (Tajikistan)
Текст обращения на английском языке доступен по этой ссылке (PDF).
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...