2017-2-11 18:02 |
Вот уже десять лет в семье Сатторовых из села Исфисор Бободжонгафуровского района Согдийской области Таджикистана ждут возвращения своего сына, мужа, брата и отца — 42-летнего Исмоиджона Абдурахмановича Сатторова.
Хотя его поиски до сих пор не дали адекватных результатов, родные ни на минуту не теряют надежду на то, что Исмоилджон жив и в один прекрасный день появится на пороге своего дома со словами: «Здравствуйте, вот я и вернулся!».
По рассказам Гулсунджон Сатторовой — 61-летней матери Исмоиджона, у них в семье — четверо детей. Самый старший — Исмоиджон, за ним идут три его сестры. С детства у Исмоиджона была тяга к автомашинам. Такую любовь к авто ему привил его отец Абдурахман, который всю жизнь работал шофером в родном колхозе. Когда Исмоилджон вырос и окончил школу, решил пойти по стопам отца. Учился на водителя и параллельно работал на маршрутных такси, курсирующих по местным населенным пунктам. Заработав денег, он решил расширить свою деятельность: купил автобус и организовал международный рейс Худжанд - Самара - Москва.
В течение шести лет дела у Исмоилджона шли хорошо, пока кому-то не захотелось насолить парню в прямом смысле слова. В 2005 году, когда он совершал очередной рейс в Россию, на территории Казахстана его автобус попал в аварию. Выяснилось, что в двигатель злоумышленники насыпали больше килограмма соли. Попытки отремонтировать машину на месте не увенчались успехом. Исмоилджон был вынужден уговорить водителя другого автобуса отвезти пассажиров обратно домой. Он оставил свой автобус на обочине дороги, и сам вернулся вместе с другими мигрантами.
Возил мигрантов и сам стал мигрантом
По возвращении на родину нанятый водитель сразу потребовал расплатиться с ним. Сумма оказалась немалая. Исмоилджон был вынужден продать часть своего дома, чтобы рассчитаться с долгами. Ему было досадно за ушедший из рук отцовский дом, и он решил заработать и вернуть его обратно. Купил себе и жене билеты и отправился с ней в российский город Самару. Там их встретил земляк Умар, который тоже был уроженцем села Исфисор. Умар работал бригадиром строителей-мигрантов и устроил Исмоилджона на один из строящихся объектов.
Через год работы на стройке Исмоиджон с супругой Иноятхон приехали в Таджикистан совершить обряд обрезания среднему сыну Мухаммаду и отметить Новый год. В начале 2007 года они вернулись в Самару, взяв с собой Мухаммада. Но ребенок начал болеть, и мама вынуждена была вернуться на родину. А Исмоилджон решил перебраться в Москву, где также устроился в строительную бригаду. Он регулярно позвонил домой, справлялся о здоровье детей, отца, матери, сестёр. 26 декабря 2007 года Исмоилджон отправил маме денежный перевод в размере $200. Позвонил ей и сказал, чтобы они на эти деньги хорошо встретили Новый 2008-й год.
Исмоилджон с сестрой, 2007 год
Это был последний телефонный звонок, который сделал Исмоилджон из России. Бесконечные попытки его родных связаться с ним оставались без ответа. Через некоторое время до них дошли слухи о том, что спустя два дня после того звонка группа мигрантов из Таджикистана организовала новогодний вечер, и в конце мероприятии между ними возникла ссора. Чтобы избежать возможных неприятностей, Исмоилджон вместе с одним другом первыми покинули компанию. Больше о нем никто ничего не слышал.
- Мы искали его везде, но так и не нашли. Только в 2013 году вернувшийся из России наш земляк Джурабек рассказал, что, проезжая мимо, издали увидел и узнал Исмоилджона на одном из строительных объектов около метро «Домодедовская» города Москвы. Но ему не удалось с ним пообщаться. Правда, Джурабек на сто процентов не уверен, что это был Исмоилджон. Мы попросили его при очередном выезде в Россию посетить тот строительный объект и спросить, где сейчас работает бригада строителей из Таджикистана, передать всем знакомым наши номера телефонов. Может быть, они где-то видели нашего Исмоиджона? Но, к сожалению, Джурабек больше не поехал в Россию. Его вернули из аэропорта — он оказался в числе выдворенных мигрантов, - рассказывает со слезами на глазах Гулсунджон Сатторова.
Гулсунджон, мама Исмоилджона
В поисках отца
К нашей беседе подключается средний сын Исмоилджона – 18-летний Мухаммад. В этом году он заканчивает школу и собирается отправиться в Россию на поиски отца:
- Моя мама Иноятхон Раупова ежегодно ездит на заработки в Россию. В последние десять лет она работает дворником и вахтершей в одном из жилищно-коммунальных предприятий города Москвы. Она, как могла, пыталась найти отца, но безуспешно. Шесть месяцев тому назад в этот город отправился мой старший брат — 19-летний Музаффар. Сейчас он активизировал поиск отца уже через интернет. Завершу школу и тоже поеду в Россию, буду серьёзно заниматься поисками отца. Мы все очень соскучились по нему, а наш младший брат Мурод совсем не помнит его, ведь ему было всего два годика, когда отец отправился в Россию. Сейчас он почти взрослый парень, ему 13 лет, - говорит Мухаммад.
- По вашему мнению, что могло произойти с вашим сыном? - спрашиваю Гулсунджон Сатторову.
- Мой сын был очень добрым, и общительным парнем, он очень заботился о родителях, своей семье. Может быть, он женился на местной женщине, чтобы иметь крышу над головой, быть ухоженным, - предполагает мать, - но в любом случае он не мог забыть меня, отца, своих троих детей, сестер. Он обязательно дал бы о себе знать. Его очень любил отец, считая опорой на старости лет. Исчезновение Исмоилджона свалило его с ног — он получил инсульт и семь лет пролежал дома. Его взор постоянно были направлен в сторону ворот с надеждой, что он увидит сына перед тем как уйти в мир иной. Но не сбылась его последняя мечта — 25 августа 2014 года отца не стало. . . Исмоилджон не мог забыть и о своих детях, которые ходят в школу, и им нужны одежда, обувь, питание. Были времена, когда средств не хватало даже на еду, и, чтобы заработать на жизнь, я сама была вынуждена выйти вместе с двумя маленькими внучками на поле, заниматься прополкой и корчевкой хлопчатника. Даже и не знаю, что мне думать. . .
- Может быть, папа перебрался в другие страны, - добавляет Мухаммад. - Есть предположение, что он живет в какой-то области Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана или даже Китая. Ведь он часто на автобусе проезжал по территории этих стран или специально ездил туда по своим делам. Останавливался там у своих знакомых.
Мухаммад, сын Исмоилджона
С надеждой на встречу
По словам начальника управления миграционной службы министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана по Согдийской области Зайнуры Шарифи, в 2015 году сотрудниками ведомства вместе с представителями местных органов власти на территории области был проведен подворный опрос. Одной из основных задач опроса было выявление и уточнение количества граждан, выехавших за пределы Таджикистана и не связывавшихся с родственниками в течение нескольких лет. В итоге в Согдийской области было выявлено около 500 человек, уехавших на заработки и пропавших без вести. У этих людей на родине остались более 700 детей. Зайнура Шарифи отметила, что усилиями миграционной службы многие из пропавших граждан найдены, и их контакты с родными в Таджикистане восстановлены.
Вот уже четверть века ежегодно сотни тысяч мужчин и женщин отправляются в трудовую миграцию за рубеж (в основном, в Россию), и сколько граждан Таджикистана за прошедшие годы пропали без вести — никто точно не может сказать. Некоторые эксперты высказывают мнение, что для поиска пропавших без вести граждан Таджикистана и других стран СНГ необходимо создать межгосударственную комиссию, в состав которой должны войти представители миграционных служб, органов правопорядка России, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и других заинтересованных государств, а также международных организаций, таких как Международная федерация Красного Креста и Красного Полумесяца, Верховный комиссариат ООН по делам беженцев, Международная организация по миграции.
Гулсунджон Сатторова и тысячи других матерей в Таджикистане ждут возвращения своих сыновей на Родину, ни на минуту не теряя надежды увидеть их живыми. Она, а также сестры Исмоилджона Сатторова, его жена и дети обращаются ко всем, кто что-либо знает о его местонахождении, с просьбой сообщить об этом по телефонам в Таджикистане +992-98-705-43-50 (Гулсунджон Сатторова), +992-903-04-00-44 (Мухаммад) или в редакцию «Ферганы».
Азиз Рустамов
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...