2019-5-4 18:30 |
Сфера экономики в Таджикистане, несмотря на высокие темпы роста (7,3% в 2018 году), отраженные в официальной статистике, продолжает сохранять уязвимый характер. Таджикские экономисты, проживающие за рубежом, в беседе с Радио Озоди поделились своим видением решения проблем экономики на исторической родине.
«Три фундаментальные проблемы»
Таджикский экономист, ныне проживающий в Канаде, Каримджон Ахмедов выделяет три фундаментальные проблемы развития экономики Таджикистана, без решения которых, на его взгляд, невозможно добиться качественных изменений:
- отсутствие реального разделения властей;
- отсутствие политической воли в реализации экономических реформ;
- неэффективная борьба с коррупцией
«Любые экономические программы, указы, законы, а также распоряжения и действия правительства, без решения вышеназванных проблем будут оставаться лишь бесполезными манипуляциями, имитирующими решение вопросов развития экономики», - говорит эксперт.
Повышение фискальной нагрузки на фоне увеличения государственного долга, по его словам, в перспективе ослабит стимулирование экономического роста и может грозить Таджикистану дефолтом.
«Провозглашение индустриализации страны, имеющей мягко говоря непривлекательный инвестиционный климат и выделение на эти цели 16 млн. долларов из госбюджета, видятся не оправданными, а объявление туризма приоритетной отраслью национальной экономики при отсутствии конкретной программы ее поддержки и стимулирования, а также введение непрозрачных и не логичных сборов с туристов свидетельствует об отсутствии адекватной экономической стратегии у правительства», - говорит Ахмедов.
Дорогостоящая стратегия
В 2017 году в Таджикистане была принята Стратегия развития Таджикистана на период до 2030 года, затраты на которую определены в сумме 118,1 млрд долларов. Главными источниками государственного финансирования в стратегии указаны частный сектор, кредиты и гранты без указания конкретных данных. Представляя эту стратегию перед парламентом, министр экономического развития и торговли Негматулло Хикматуллозода тогда отметил, что ее успешная реализация позволит стране выйти из транспортной изоляции, обеспечит продовольственную безопасность и возможно увеличит средний уровень жизни с 22% до 50%.
Независимый эксперт в области макроэкономики и консультант Всемирного банка в Вашингтоне Собир Курбонов в своем недавнем интервью журналу «Иктисодчи» назвал Национальную стратегию Таджикистана хорошим и нужным документом, но вместе с тем, чересчур амбициозным и недостаточно привязанным к бюджету. В этом, по его словам, в первую очередь виноваты международные институты.
«Во многом сами международные организации - доноры виноваты в сложившейся ситуации, так как именно они с начала 2000-х годов поставили одним из условий предоставления внешней помощи принятие таких вот стратегий со стороны правительства. Более того, они стали активно навязывать правительству свое видение того, куда и как нужно развиваться. Вот вам и результат», - сказал тогда Курбонов.
Эксперт отметил, что в целях эффективной реализации мер Стратегии развития на 2015-2030 гг. , оптимальным было бы объединить Министерство экономики и Министерство финансов, - чтобы экономическая политика диктовала финансы, а не наоборот.
Попытки реструктуризации госдолга и другие сложности
Сумма для достижения стратегических задач изначально оценивалась экспертами скептически. Многие предрекали Таджикистану еще большую зависимость от Китая, который оказался самым неприхотливым инвестором для малопривлекательной республики, готовый вложить большие средства без политических обязательств. По последним данным долг Таджикистана перед Эскимбанком Китая составляет 1,3 млрд долларов или более 40% всего внешнего долга.
«В последние годы делаются попытки реструктурировать долг, были выпущены еврооблигации на 500 млн долларов, которые как раз и увеличили долг страны в 2017 г. до 2,9 млрд. долларов. Судя по шагам правительства, оно стремится перекредитоваться у других стран (Россия, Саудовская Аравия, Страны ЕС). Но говорить, что страна обречена - на данный момент было бы преждевременно», - говорит Зарина Дадабаева, ведущий научный сотрудник института экономики РАН.
В беседе с Радио Озоди специалист в качестве основных проблем экономической сферы Таджикистана указала на невысокий индустриальный уровень страны, который держится благодаря добывающей отрасли, ресурсозависимость от Китая, России, Казахстана и Узбекистана, низкую квалификацию трудоспособного населения, которое вынуждено занимает себя в миграции, а также непредсказуемую налоговую политику.
«Если этот огромный потенциал профессионально обучить и влить в промышленные отрасли экономики, сельское хозяйство, можно было бы говорить о развитии экономики в целом. Также дополнительными рабочими местами и стимулом для потребления стала бы предсказуемая налоговая политика и прозрачное отношение к малому бизнесу, который сейчас переживает нелегкие времена», - говорит эксперт.
Сложности ведения бизнеса
В октябре прошлого года в мировом рейтинге «Ведение бизнеса» Таджикистан занял 126 место среди 190 стран. В рейтинге исследовались нормы регулирования, способствующие или препятствующие развитию бизнеса в течение всего цикла деятельности, включая создание предприятия, ведение бизнеса, осуществление внешнеторговой деятельности, уплату налогов, а также уровень защиты прав инвесторов.
В отчете Азиатского банка развития, опубликованном в начале апреля текущего года, также подчеркивается необходимость устранения недостатков в инвестиционном климате, таких как сложные процедуры для открытия бизнеса, дорогостоящие таможенные, транспортные и логистические процедуры, а также слабый доступ к кредитам и налоговое администрирование, не поощряющее частных инвесторов.
Кардинальные меры
Каримджон Ахмедов видит решение существующих проблем в экономике в кардинальных реформах системы государственного управления.
По его мнению необходимо обеспечить реальное разделение властей и их полную независимость, внести изменения и сделать так, чтобы премьер-министр реально руководил правительством, а не исполнял декоративную функцию в системе государственного управления. Кроме того, Национальный Банк должен быть независимым и осуществлять денежно-кредитную политику независимо от любых форм вмешательства со стороны правительства.
«И, наконец, необходимо проявить политическую волю и покончить с коррупцией. Вопрос о том, как это сделать не является очень сложным. Ключевым моментом является наличие политической воли. Если она будет, то тотальная коррупция неизбежно отступит, а очереди желающих попасть на государственную службу исчезнут», - уверен наш собеседник.
В целом, все эксперты, опрошенные Радио Озоди, указывают на аналогичные проблемы в экономической сфере Таджикистана. Среди них нашлось и немало тех, кто отказался публично комментировать вопросы экономики, связав их в абсолютной мере с политикой. Эта часть экспертов видит решение экономических задач в большей степени от политических преобразований в стране. .
Подробнее читайте на rus.ozodi.org ...