2017-1-21 17:27 |
Талгат Аян (слева) и Макс Бокаев Вечером 20 января в Атырау судья Татти Уалиева после рассмотрения апелляционной жалобы оставила без изменений приговор двум гражданским активистам – Максу Бокаеву и Талгату Аяну, осуждённым 28 ноября на пять лет лишения свободы по трём статьям уголовного кодекса – «Возбуждение социальной и национальной розни группой лиц по предварительному сговор», «Распространение по предварительному сговору группой лиц заведомо ложной информации при проведении публичных мероприятий» и «Нарушение порядка организации и проведения митингов».
После освобождения им запрещено в течение трёх лет заниматься общественной деятельностью. Апелляционное рассмотрение проходило пять дней, начиная с понедельника.
После вынесения приговора в ноябре посольства США и Канады, делегация Европейского союза, американская правозащитная организация Freedom House и более 40 правозащитных организаций из стран, входящих в ОБСЕ, призвали власти Казахстана освободить новых политических заключенных. «Международная амнистия» (Amnesty International) на своем сайте объявила об акции срочной помощи.
В своем заявлении Казахстанское международное бюро по правам человека выделило среди прочих многочисленных нарушений в ходе следствия и судебного процесса наиболее знаковые моменты. «Суд согласился с доводами стороны обвинения признать критику в адрес государственных чиновников как причину возбуждения социальной розни между властью и народом… Совершенно бездоказательно обвинение подсудимых в распространении заведомо ложной информации. Алогизм данного обвинения был наглядно продемонстрирован в суде, где были предоставлены доказательства, что практически вся информация, озвученная осуждёнными на митинге и в социальных сетях, была публично озвучена до этого чиновниками и транслировалась в ряде СМИ», - указывается в заявлении Бюро.
Ранее, в ходе судебного процесса, председательствующая судья Гульнар Даулешова сама назвала процесс «политическим».
Несмотря на то, что в конце ноября президент Нурсултан Назарбаев объявил о проведении амнистии в честь 25-летия независимости Казахстана, практически сразу же заместитель Генерального прокурора Иоган Меркель пояснил, что осуждённые за организацию мирных собраний и митингов, разжигание межнациональной розни и лжетерроризм под амнистию не попадают.
Между тем, для множества казахстанцев Макс Бокаев и Талгат Аян стали примерами гражданского мужества. 15 декабря в Алма-Ате родственникам Макса Бокаева и Талгата Аяна были вручены общественные премии «Народный батыр» в знак признания заслуг гражданских активистов перед народом.
Сами осуждённые на апелляционном процессе, начавшегося в понедельник, не присутствовали: с 18 января они вообще отказались участвовать в судебных слушаниях, назвав процесс несправедливым. Заседание 20 января проходило в виде режима видео-конференции. В зале с монитором постоянно находились около пятидесяти сторонников Макса Бокаева и Талгата Аяна.
Адвокат Талгата Аяна Толепкали Аянов сообщил радио «Азаттык» (казахской службе Радио Свобода), что с начала суда подал более двадцати ходатайств , но ни одно из них не было удовлетворено.
При этом в Казахстане впервые апелляция по политическому обвинению рассматривается столь продолжительное время. Однако результат можно было предсказать с самого начала, ориентируясь на те меры, которые традиционно применяли власти, чтобы минимизировать число наблюдателей и сторонников осуждённых. В частности, 16 января журналисту и правозащитнику из Алма-Аты обманным путем не дали вылететь на первое слушание. Главному редактору казахскоязычной оппозиционной газеты «Жас алаш» Рысбеку Сарсенбаю поступил телефонный звонок, что его утренний рейс задерживается на полтора часа. Затем на мобильный телефон поступило аналогичное смс-сообщение. Приехав в аэропорт в соответствии с имеющейся информацией, он выяснил, что регистрация уже завершена. Представители Bek Air открестились от своего участия в рассылке уведомлений и сообщили, что самолет вылетел по расписанию.
Не доехал до аэропорта юрист правозащитной организации «Международная правовая инициатива» Амангельды Шорманбаев. По дороге его автомобиль остановили сотрудники полиции, которые «заметили», что на его машине поддельные номера. Оказалось, что так оно и есть. Амангельды Шорманбаев, который ставит на ночь машину возле подъезда, подозревает, что ночью кто-то скрутил номера, заменив их на другие. Вместо вылета в Атырау ему пришлось ехать в отделение полиции, где на него составили протокол по административному правонарушению «Управление транспортным средством с заведомо подложными или поддельными государственными регистрационными номерными знаками (знаком)». При этом копии протокола не дали ни ему, ни приехавшему адвокату.
Через два дня с препятствиями в поездке в Атырау столкнулись два общественных деятеля из Уральска - Исатай Утепов и Бауржан Алипкалиев. «Таксисты, с которыми мы договорились ехать в Атырау, разом перестали отвечать на наши звонки. Накануне с Бауржаном Алипкалиевым договорились поехать на процесс Макса и Талгата», - написал на свой странице в Фейсбуке Исатай Утепов. Машину они всё-таки нашли, но через три часа она была остановлена полицейскими якобы по ориентировке по факту угона. Ещё через три часа водителю позволили ехать дальше, но к тому времени процесс уже начался.
Соб. инф.
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...