2017-1-25 17:16 |
Согласно изданному в 1994 году «Своду памятников истории и культуры Южно-Казахстанской области», на территории Шымкента зарегистрировано три памятника археологии. Один из них примерно в то же время был исследован учеными и выбыл из реестра, а два других остались.
В 2015 году площадь города увеличилась в несколько раз, и сейчас территория Шымкентской городской агломерации превышает площадь самого крупного города страны – Алма-Аты. При этом точного количества находящихся здесь памятников археологии не знает никто.
- В старый Свод памятников, который составлялся достаточно тщательно, вошло, тем не менее, не всё, что-то было упущено. С другой стороны, какие-то памятники уже могли исчезнуть в связи с интенсивной застройкой территории, - поясняет генеральный директор института археологии Казахстана, доктор исторических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Казахстана Бауыржан Байтанаев. - Поэтому остро необходимо провести обследование территории и составить новый Свод.
Бауыржан Байтанаев
Ученый неоднократно обращался по этому вопросу к руководству города, но понимания пока не нашел.
- Что мы сейчас имеем? В Земельном кодексе прямо указано, что любой землеоотвод требует археологического заключения. У них должна быть археологическая карта территории, и чтобы никаких отводов на землях, где находятся объекты историко-культурного наследия, не было в принципе или они производились исключительно после проведения раскопок, которые должен оплатить тот, кто эту землю получает. Но чиновники земкома (земельного комитета) этого не делают в принципе, - рассказал «Фергане» Байтанаев, добавив, что зачастую они ссылаются именно на отсутствие у них археологической карты.
Городище Караултобе
- Сейчас просто невозможно сказать, сколько памятников расположено на нынешней территории города. Но одних только древних городских поселений, ровесников Шымкента, то есть возникших еще до нашей эры, не менее десяти, - уверен главный археолог страны.
Исторически окрестности современного Шымкента являются одним из главных центров древней урбанизации на территории Казахстана, они всегда были тесно связаны в этом плане с древним Чачем, то есть Ташкентом. Изучение здешних памятников археологии, а кроме городищ это и многочисленные курганы, и просто могильники, крайне важно в контексте понимания истории страны.
А реальная ситуация, в которой оказались памятники, удручающая. Корреспондент «Ферганы» вместе с Бауыржаном Байтанаевым посетил три крупных городища.
Городище Каратобе
С конца 70-х годов прошлого века городище Каратобе было местом раскопок не одного поколения студентов-историков чимкентского пединститута. В советское время памятник был окружен полями и на него никто не покушался. Но сейчас, несмотря на охранный статус памятника историко-культурного наследия, ему грозит полное исчезновение. Кто-то с помощью современной техники целенаправленно уничтожает остатки города, которым более двух тысяч лет. Не менее трети городища, достигающего десяти метров в высоту при площади около гектара, уже срыто. Под ногами валяется керамика. В свежем обрыве видны остатки крепостной стены. Такое ощущение, что некто уничтожает древний город целенаправленно.
- Люди здесь жили со второго-первого веков до нашей эры на протяжении не менее четырех столетий. Это, скорее всего, сарматы, чья кровь течет и в жилах современных южноказахстанцев, - поясняет Байтанаев.
Городище Ниязбектобе
По его мнению, госструктуры, призванные следить за сохранностью памятников историко-культурного наследия, попросту игнорируют свои обязанности, что чревато гуманитарной катастрофой.
- Необходимо срочно делать свод памятников Шымкента, но никто этим заниматься не хочет, и земельный комитет в том числе. На историко-культурное наследие им наплевать. И мы сейчас просто теряем важнейший пласт нашей истории. Те, кто брал здесь земли, видели, что это - древнее место, видели осколки керамики, но ничто их не остановило. Уровень культуры нашего общества, конечно, удручает. Кстати, нормы закона «Об охране историко-культурного наследия» сейчас ужесточены и за подобные деяния предусмотрено до семи лет заключения. Но закон не работает в принципе, - отмечает главный археолог Казахстана.
Городище Жыланбузган - Дахкет
Объём земляных работ, проделанных вандалами на Каратобе, огромен. Делалось всё это, конечно, не один день, однако отдел областного управления культуры, уполномоченный охранять памятники археологии, на грубейшее нарушение закона не отреагировал. В подобного рода ситуации оказываются в той или иной степени буквально все памятники, вошедшие в черту шымкентской городской агломерации. В этом мы убедились, побывав на других городищах.
Через цитадель городища Ниязбектобе проложены две глубокие канавы с какими-то коммуникациями. На его древних стенах выросли жилые дома и хозпостройки жителей. Застроены и все древние рабады (предместья) городища Жыланбузган.
Городище Ниязбектобе
- Кстати, это возникший в саманидское время город Дахкет, просуществовавший до монгольского нашествия. Он неоднократно упоминался средневековыми хронистами, которые особо отмечали, что у Дахкета - множество обширных рабадов. Город соперничал со знаменитым Испиджабом, расположенным в 30 километрах от него. Составители свода в 1994 году его упустили, и он туда не вошел. Вот наглядное свидетельство того, что необходим новый свод. Сейчас все рабады Дахкета застроены, хотя цитадель пока свободна, - констатирует Бауыржан Байтанаев.
Городища - крупные объекты. А сколько при нынешнем бурном и практически бесконтрольном строительстве гибнет мелких объектов, таких как одиночные курганы или небольшие могильники! Недавно в одну из шымкентских телекомпаний некий мужчина принес фотографии раннесредневековых сосудов с человеческими костями. Он пояснил, что они были найдены во время строительства дома. Где конкретно - не сказал, как не сказал и того, куда делись находки.
Алексей Гончаров. Фото автора
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...