Казахстан: «Техасский» прорыв шымкентской киноиндустрии

Казахстан: «Техасский» прорыв шымкентской киноиндустрии
фото показано с : fergananews.com

2016-12-29 20:55

Двадцать восьмого декабря во всем мире ежегодно отмечают Международный день кино. Дата эта выбрана в честь первого киносеанса, который прошел в Париже ровно 121 год назад. С тех пор мировой кинематограф проделал большой путь в своем развитии.

А вот насколько развита киноиндустрия стран Центральной Азии?

В южно-казахстанском городе Шымкент (Чимкент) уже давно существует свое кинопроизводство, о котором кроме жителей региона мало кто знает. Однако некоторым кинопроектам удается пробиться за его пределы, правда, и в этом случае отношение к южной кинопродукции остается неоднородным.

Про Голливуд и Болливуд известно всем. Разница в том, что голливудскую продукцию смотрят во всем мире, а производимую на киностудиях индийского Бомбея смотрят в первую очередь на родине - в Индии, и уже во вторую - в некоторых сопредельных странах и на арабском Востоке. Как экзотический феномен существует «Нолливуд» - нигерийская киноиндустрия, на гора выдающая пару тысяч боевиков в год с бюджетом от 500 долларов и выше. Кроме многомиллионной Нигерии дешевые, но понятные фильмы «Нолливуда» с удовольствием принимают на всем «черном континенте».

В СНГ нечто подобное существует в Узбекистане, тихо производящем для себя любимого (и чуть-чуть для своих соседей) 50-80 фильмов в год.

Техасвуд: десяток киностудий на один город

В Казахстане же другой феномен: официально ежегодно в стране выпускается до 10 художественных фильмов. Но статистика при этом не учитывает кинопродукцию южно-казахстанского города Шымкента (который из-за своего расположения и особого менталитета жителей сами чимкентцы называют «казахстанским Техасом»), где в год частными студиями тоже выпускается до 10 кинокартин. Но, как шутят горожане, «Чимкент – это отдельная страна», поэтому кинофильмы чимкентских студий редко когда покидают пределы «государства в государстве», хотя иногда им это и удается.

У киностудий «Х-метод», «Orda cinema group», «Жайдарман», «Юг экшн», «Шымкент Pictures», анимационной студии «Сак» и других нет своих сайтов, в лучшем случае у кого-то есть устаревшая страница в соцсетях. Но, по-видимому, это им никак не мешает творить важнейшее из искусств на радость жителям Южно-казахстанской области. Средний бюджет фильма составляет от 10 до 30 тысяч долларов США. Причем, до половины этой суммы уходит на рекламное продвижение.

Как сообщил журналу Forbes-Kazakhstan директор кинокомпании «Жайдарман», каждый фильм приносит прибыль в 10–15 тысяч долларов США. И это, опять же с учетом того, что скромный прокат происходит внутри области, а продаже лицензионных дисков быстро перебегают дорогу пираты.

Сюжеты подобных фильмов весьма незамысловаты – это либо комедии, либо бюджетные криминальные драмы с вкраплением пары драк и перестрелок. Еще один недорогой, но востребованный у масс жанр - мелодраму полностью взяли в оборот в соседнем Узбекистане, с которым южно-казахстанские киноделы решили не конкурировать.

Большинство кинозалов Казахстана находятся в Алма-Ате и Астане, но туда доступа нет: и публика взыскательней, и в неделю выходит три-четыре американских фильма в прокат. И если российский кинематограф еще как-то конкурирует с западным, то официальным казахстанским релизам уже трудно тягаться, что уж говорить про региональное кинопроизводство (тем более выходящее на казахском языке, в то время как большинство алма-атинских и астанинских кинозрителей - русскоязычные).

И так бы оставалось чимкентское кино на периферии, если бы не стечение обстоятельств, способствовавших его выходу в «метрополию».

Бандиты-патриоты и олигарх-мятежник

Земельные протесты, прокатившиеся в Казахстане весной этого года, а затем арест владельца чимкентского пивзавода Тохтара Тулешова, заставили обратить внимание на оставшийся незамеченным фильм 2015 года «Регион 13» - совместное производство двух студий - Tengri studio и Orda cinema group. В отличие от большинства чимкентских фильмов, он сделан на русском языке, и даже смог пробиться в Алма-Ату (где, впрочем, провалился в прокате).

Сюжет фильма режиссера-дебютанта Омара Сункара вышел за рамки обычного боевика в силу политической составляющей (к тому же, как указано в титрах, консультантами фильма выступили бывшие сотрудники спецслужб).

Группа лиц при соучастии представителя некоей западной организации с говорящим названием «House of Liberty» («Дом свободы», казахстанский привет американской правозащитной организации «Freedom House») решила устроить в Чимкенте «два в одном» – Майдан и межнациональную резню по ошскому сценарию. Для чего в этот южный город должен был прийти наркотический груз, который следует добавить в водку – и будет как надо.

Об этом узнают в Комитете национальной безопасности. Изучая видео-хроники Майдана, спецслужбисты делают вывод: народ там действовал под воздействием наркотиков (так как на них якобы не действовал слезоточивый газ). Одновременно, когда обычный чимкентский бандит по кличке Багда поехал по своим неотложным криминальным делам в Бишкек, местный криминальный политик, но с правильными понятиями, предупредил, что есть информация – в Казахстане готовится что-то по образу и подобию Оша.

Бандит Багда в душе оказался патриотом. Тем более что сотрудники спецслужб, которые судя по внешности и манере общения, тоже в душе бандиты, сами вышли на него и попросили содействия в этом щепетильном деле. В результате симбиоза КНБ и братков все закончилось условно благополучно. Багда и его напарник, не дожидаясь реакции власти, вершат справедливость, как они ее понимают - главный плохой герой и украинские хлопцы, прибывшие для реализации ошско-майданского сценария, получили по пуле. Груз перехвачен. Дальнейшая судьба бандита-патриота остается за кадром, но надо полагать, что он может рассчитывать на орден.

То, что по версии властей, весенние земельные протесты были ни чем иным как попыткой организации Майдана по-казахски, причем, к тому пытались привязать и США, и «пивного короля» из Чимкента Тохтара Тулешова, а по государственным каналам прошли сюжеты об обнаруженных в канавах в районе площади Республики в Алма-Ате схронах с арматурой и зажигательной смесью, позволило провести некоторые параллели между сюжетами обеих постановок. Тем более что и там, и там, скорее всего, работали «консультанты» из одного ведомства.

Однако фильм вышел ранее земельной реформы, взбудоражившей общество. Что это — дар предвидения?

Журналист «Новой газеты – Казахстан» Вячеслава Половинко на всякий случай поинтересовался у Омара Сункара, не был ли причастен к съемкам фильма осужденный бизнесмен Тохтар Тулешов? Ответ был: нет. Но вопрос задался не просто так. Господин Тулешов, когда был на коне, считался местным покровителем муз и являлся владельцем киностудии «Шымкент Pictures». Правда, единственным ее релизом (о котором хоть что-то известно) стал боевик 2007 года «Ближний бой», но зато это совместный чимкентско-американский проект, обошедшийся региональному олигарху в 4 миллиона долларов. Фильм, мало отличающийся от сотен подобных, где основными персонажами становятся сами боевые искусства, кроме радости, иных дивидендов Тулешову не принес. Его создатели сослались на то, что кто-то слил кино в сеть до того как оно вышло в прокат, тем самым все потенциальные зрители его посмотрели за так. Но так как для чимкентского предпринимателя 4 миллиона были не деньги, то никаких репрессий в отношении к съемочной группе не последовало, ибо искусство бесценно.

Анимированный Назарбаев и казахские ханы

Прошедшее в 2015 году как-то вхолостую 550-летие Казахского ханства все же зацепило и киноиндустрию. В первую очередь тем, что так и не был реализован замысел по созданию монументального сериала «Страна казахов», посвященного этой теме. На выделенные деньги удалось снять тизер, потом попытались собрать деньги с помощью народа, однако тот с деньгами расставаться не захотел. Следующей датой возможного выхода было обозначено 25-летие независимости Казахстана, но и оно уже прошло, а про грандиозный проект уже не вспоминают. Зато на чимкентской анимационной студии «Сак» успели выпустить достаточно качественную полнометражную анимацию с названием несостоявшегося сериала. Как говорят, несмотря на то, что она рассчитана на детей, ее посмотрел президент Назарбаев и даже был тронут до глубины души.

Для Чимкента это, безусловно, прорыв. Предыдущая мультипликация из этого города, которая хоть как то засветилась – это короткометражка 2009 года студии «Жебе» под названием «Олимпиада качеств». В этой фантасмагории по идее акима Южно-Казахстанской области Нургали Ашимова рассказывается, как государство получило приглашение принять участие в выставке продуктов в Китае. Конечно же, решили отправить продукцию южно-казахстанской области, которая взяла на выставке все мыслимые призы. Сам аким области, а также премьер-министр и президент страны также предстали в виде рисованных персонажей. По всей видимости, их прототипы и стали единственными зрителями анимационной ленты, поскольку почти нигде обнаружить о ней каких-то упоминаний не удалось.

Потому что Чимкентские

Но главным достижением чимкентского кинематографа стала комедия Жанибека Жанкараева 2015 года «Потому что Шымкентский». Рассказ о молодом жителе южно-казахстанского города, приехавшего покорять южную столицу, обыгрывает многочисленные стереотипы о чимкентцах. Не секрет, что в других городах Казахстана в лучшем случае над ними подшучивают, но помимо этого считается, что чимкентские водители на дорогах – сплошь «шумахеры» (что имеет место быть), что южные бандитские группы занимают лидирующие позиции в общестрановом криминале, что чимкентские, устроившись на престижную работу, окружают себя родственниками и знакомыми, что чимкентским не чуждо воровство невест, зато чужда общая культура. Авторы кинокартины попытались представить «очеловеченный» образ чимкентца, и вместе с тем показать, как на самом деле трудно молодежи из периферии пробиваться в жизни, особенно когда уже априори сложилось такое отношение.

Фильм прошел по киноэкранам почти всех крупных городов страны и окупил себя в первые недели проката. Вместе с тем горячий нрав «техасцев» заставил администрацию крупного киносайта Kino. kz заблокировать комментарии, поскольку многие не узрели, что это все-таки комедия и намерение разрушить стереотипы, начав угрожать создателям, а заодно и администрации сайта, за «неправильный» образ чимкентских парней.

Но при любом раскладе чимкентские фильмы, как и чимкентские парни, упорно пытаются выйти за рамки своего региона, и кто-то преуспевает. Но даже у тех, кто остается внутри, есть своя благодарная публика, которая не даст умереть собственному кинематографу. Опять же в связи с тем, что все больше жителей южного Казахстана в рамках миграционных процессов покидает насиженные места и распределяется по стране, у чимкентских кинопроизводчиков все больше шансов найти своего зрителя за пределами региона. Потому что сейчас в любом крупном городе есть свои тоже достаточно крупные чимкентские диаспоры, которые всегда будут смотреть «свои» фильмы, «потому что шымкентские».

Арман Бейсинбинов

.

Подробнее читайте на ...

чимкентские области фильма фильм казахстана год фильмов чимкентских