2017-4-8 10:57 |
Нурбек Кушакбаев В Астане вынесен приговор Нурбеку Кушакбаеву, инспектору по охране труда профсоюза нефтесервисной компании из Актау Oil construction company, заместителю председателя Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана (КНПРК).
Профсоюзный активист признан виновным в подстрекательстве в незаконной забастовке и осужден на 2,5 года лишения свободы. Он также должен выплатить «пострадавшей стороне» 25,2 миллиона тенге ($80,3 тыс. ). Кроме того, решением суда Нурбек Кушакбаев лишается права заниматься общественной деятельностью в течение двух лет после своего освобождения.
Нурбек Кушакбаев был задержан в Актау 21 января после того, как суд признал незаконной голодовку работников этого предприятия, объявленную в знак протеста против ликвидации КНПРК, в которую входило и их профсоюзное объединение. Двумя днями ранее был задержан и лидер профсоюза работников ОСС Амин Елеусинов, которому выдвинули обвинения по другой статье - «Присвоение или растрата вверенного ему имущества». После ареста профсоюзных лидеров, которых тайно вывезли в Астану, полиция силой остановила голодовку, десятки рабочих были привлечены к административной ответственности.
Начавшийся 24 марта суд над Нурбеком Кушакбаевым несколько прояснил ситуацию. Оказалось, что его решили сделать ответственным за ряд забастовок, прошедших на другом нефтесервисном предприятии «Techno Trading LTD». Якобы Кушакбаев консультировал заместителя председателя профсоюза предприятия, из-за чего забастовки нанесли предприятию урон в 25 миллионов тенге ($80 тыс. ).
Единственными доказательством обвинения стали прослушки телефонных разговоров Нурбека Кушакбаева с работниками профсоюза «Techno trading». Однако из-за качества записи практически невозможно было понять, о чем шла речь, по крайней мере во время прослушивания записи в суде призывов к забастовке услышано не было. Еще один разговор с Куанбеком Сапарбаевым – другим представителем профсоюза «Techno trading», записанный на «жучок», состоялся в кабинете Кушакбава. Однако разговор велся один на один, и трудно было притянуть его к публичным призывам к забастовке.
Зато стало известно, что Нурбека Кушакбаева прослушивали долгое время в надежде, что он скажет что-то, что может потянуть на статью «возбуждение социальной розни», но профсоюзный деятель так и «не оправдал надежд» спецслужб, так что пришлось придумывать другое основание для преследования.
Присутствующие в суде активисты и сторонники Кушакбаева, который отверг обвинения во время следствия и суда, встретили приговор гулом неодобрения. Звучали возгласы: «Не суд, а судилище!», «Позор!», «Палачи!», передает «Азаттык» (казахская служба Радио «Свобода»).
Жена Нурбека Кушакбаева после оглашения приговора заплакала, не в состоянии сдержать слез. Он пытался успокоить ее, сказав несколько фраз через огороженную стеклом кабинку для подсудимых и поцеловав руку супруги через небольшую щель в кабинке. Кушакбаева вывели из зала суда в наручниках в сопровождении конвоя.
Нурбек Кушакбаев после оглашения приговора. Слева — его супруга. Фото © Радио «Азаттык»
Поддерживавшие его активисты заявили о несогласии с приговором. Гражданский активист Сауле Сейдахметова назвала судебное разбирательство несправедливым, а приговор – «попыткой запугать народ и активистов». Бывший депутат парламента политик и руководитель НПО «Фонд развития парламентаризма» Зауреш Батталова говорит, что приговор является незаконным:
- Это не просто суд в отношении Нурбека Кушакбаева, это суд над профсоюзной организацией. Приговор — 2,5 года тюрьмы — человеку, который профессионально исполнял свои служебные обязанности и защищал трудовые права, я считаю незаконным, с этим нельзя мириться, - сказала Зауреш Батталова. Она добавила, что дело Кушакбаева, по ее мнению, необходимо довести до ООН и других международных организаций, чтобы доказать мировому сообществу, что борющихся за права рабочих в Казахстане власти помещают в тюрьму.
Адвокат Кушакбаева Толеген Шаиков сказал, что обжалует приговор после получения на руки полного текста. Другой его адвокат, Гульнара Жуаспаева, утверждает, что ее подзащитному не должны были выносить приговор, связанный с лишением свободы:
- Статья 402 часть 2 имеет четыре вида альтернативного наказания: штраф, ограничение свободы, исправительные работы и только потом лишение свободы. Человеку, который впервые привлекается к уголовной ответственности и положительно характеризируется, не должны были назначать сразу лишение свободы. Прокурор запросил сразу три года лишения свободы - максимальный срок, который назначается по совокупности в отношении рецидивистов. Сильная межведомственная связь – полиция – прокуратура – полиция – не дает судам выносить оправдательные приговоры, - прокомментировала завершение процесса в суде первой инстанции Гульнара Жуаспаева.
Отметим, что в конце февраля в Астане побывала миссия Международной конфедерации профсоюзов (МКП), взволнованной репрессиями, развернутыми казахстанскими властями в отношении немногочисленных независимых профсоюзных организаций. Заместитель генерального секретаря МКП предупредил, что если «власти Казахстана не поменяют в течение нескольких недель свое отношение, они будут вынуждены начать большую международную кампанию и привлечь внимание к Казахстану, как к стране, которая не соблюдает международные стандарты».
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...