2017-7-25 12:47 |
Продукт, который пробовал в детстве, всегда кажется вкуснее того, что ешь сейчас. Хотя бы потому, что в детстве все воспринимается по-иному. Это считается аксиомой. Однако, как выясилось, бывают исключения.
На днях мне довелось попробовать на Катартальском рынке в Ташкенте молочный коктейль и другие сладкие продукты, которые сразу напомнили мне о восхитительных мгновениях детства. Как выяснилось, возрождает добрые, но забытые технологии ташкентский предприниматель по имени Дамир. Причем он не копирует то, что уже когда-то было, а достигает добротных вкусовых качеств путем длительных экспериментов и учета мнений покупателей.
Как многие люди, выросшие в СССР, потихоньку становлюсь брюзгой. И не доверяю продуктам, которые есть сейчас на прилавках, подозревая в большинстве из них наличие химических добавок или каких-то дешевых заменителей. Поэтому, когда на Катартальском рынке (в просторечье - «оптовка») остановился выпить стакан молочного коктейля, не питал никаких иллюзий. Сколько раз пил такой в Ташкенте, да и за границей, и все одно и то же: сладкая молочная масса иногда с непонятным привкусом.
Но сделав пару глотков молочного коктейля на «оптовке», сразу вспомнил тот напиток, что в детстве пил в торговом центре «Чиланзар». Будучи школьником, я с товарищем частенько сбегал с одного-двух уроков, шел в торговый центр и выпивали по стакану такого коктейля, он стоил 15 копеек. Это было у нас что-то вроде традиции. Вкус был насыщенным, приятным, натуральным, запомнился на всю жизнь. И вот теперь я с удивлением обнаружил, что коктейль, который я пью на «оптовке», точно такой же, что я когда-то постоянно пил в «Чиланзаре».
Торговый центр «Чиланзар» в советское время. Фото Ok. ru
Забытый вкус детства
Я присел на находящейся рядом лавочке и предался нахлынувшим детским воспоминаниям. Моя спутница села рядом, купив в том же мини-кафе пакет с попкорном. Покончив с коктейлем, зачерпнул из этого пакета горсть кукурузных хлопьев. И удивился еще больше. Это был забытый вкус жареной кукурузы - сладкой, воздушной, хрустящей, - шары которой давали нам в обмен на пустые бутылки «бабайки» с повозок, запряженных ишаками.
«Бабайки», пожилые узбеки, ездили по кварталу и кричали: «Жаренный кукуруз!» А мы, мальчишки, тащили пустые бутылки из-под минеральной воды, что находили на улице, или, в крайнем случае, приносили из дома десять копеек. Продавцы в обмен на бутылку давали большой шар сладкой кукурузы. И мы с наслаждением хрустели ею, воспринимая как пирожное. Этот вкус тоже навсегда врезался в память.
Кстати, когда появились аппараты попкорна, я попытался воспроизвести любимый вкус. Добавлял сахар, но ничего не получалось: кукуруза, жаренная на масле, с сахаром, - и все. А этот попкорн такой же, что был раньше - сладкий, воздушный, хрустящий.
Перед уходом не удержался, посоветовал продавщице поставить рекламный щит с надписью «Забытый вкус детства». Продавщица мою идею не оценила. Сказала, что у них свой бренд: «Мороженое по-московски». Так написано и на вывеске мини-кафе.
Кафе «Мороженое по-московски». Фото автора
Попробовав это мороженое, особых эмоций я не испытал. На мой взгляд, ленинградское мороженое по 22 копейки было гораздо насыщеннее.
Но покупатели, чьим мнением я поинтересовался, пока стоял в очереди, были со мной не согласны. «Вот уже несколько лет, как покупаю только здесь», - так ответили все. На вопрос, почему, одна девушка заявила: «Потому что в других местах просто молоко со льдом».
Как «выставить» пломбир?
Девушка вправе иметь свое мнение, но я с ней не согласен. Мороженое сейчас продают очень хорошее, далеко «не молоко со льдом». Правда, есть один нюанс. В детстве я любил есть растаявшее мороженное с добавлением всяких ягод. Сейчас же мороженое, если растает, превращается в какую-то мерзкую жижу белого цвета. Причем не молочного цвета, а водопроводного. Что, кстати, за последние лет пятнадцать отбило у меня желание есть этот продукт. Хочется надеяться, что «мороженое по-московски» при таянии сохраняет натуральный молочный цвет.
Разговорился с обслуживающим персоналом мини-кафе. Оказалось, хозяином производства является довольно молодой человек по имени Дамир. Он сейчас занят - находится на тренировке по дзюдо, которым занимается с раннего детства, но официантки немного рассказали о нем.
Оказывается, Дамир работал в торговом центре «Чиланзар» и очень хотел возродить коктейль, который там когда-то продавался. А чтобы сделать пломбир, о котором мечтал больше всего, возился целых семь лет. «Выставлял», как сказали официантки, пломбир на своей малолетней дочке. Та делала замечания по молочной смеси, он их учитывал.
Покупатели довольны. Фото автора
Дамир - человек разносторонний и жизнерадостный, кроме спорта, занимается рыбалкой, охотой и пением. При реконструкции и пожаре на базаре его мини-цех не раз ломали, но он каждый раз возрождался, как птица Феникс, из пепла. Причем ни реконструкция, ни пожары никак не сказались на качестве пломбира. Наоборот, Дамир его постоянно совершенствует, каждый раз находя что-то новое.
Так же он относится и к другой продукции, которую выпускает, - тому же молочному коктейлю или попкорну. Интересуется мнением покупателей о продукции и тщательно учитывает все замечания и пожелания. По словам официанток, Дамир считает, что продукт готов только тогда, когда 99 из 100 покупателей полностью его одобрят.
При этом, как с гордостью говорят собеседницы, он не просто возрождает забытые технологии, но обязательно вносит во вкус что-то новое. Например, взять тот же молочный коктейль: в мини-кафе Дамира можно попробовать сразу несколько его видов - классический, малиновый и банановый.
А к пломбиру, который продается в хрустящих вафельных стаканчиках, в мини-кафе прилагаются различные бесплатные посыпки. И те, что были иногда в кафе-мороженое во времена Советского Союза, - цукаты, орехи, шоколадная крошка, и те, о которых при СССР и не слышали, - вроде манго и киви.
Посыпка в ассортименте. Фото автора
Сосиски с сыром - экспортом в Москву
Разговаривая с официантками, неожиданно вспоминаю о колбасе, которую продавали в Ташкенте на рубеже 80-90-х годов. На вид такая колбаса была вполне приличной, но, если ее не съедал сразу, а клал в холодильник, то на следующий день серединка в этой колбасе отваливалась и становилась интенсивно зеленого цвета.
И еще вспомнил, благодаря кому, на мой взгляд, такая халтура ушла в небытие. Лет десять назад я работал в газете «Менинг мулким - Частная собственность». Как-то ташкентская фирма «Московские деликатесы» выиграла приз на ежегодном конкурсе «Ташаббус» («Инициатива»). Редактор газеты Лидия Резникова послала меня написать об этом предприятии статью. Тогда не было распространенной ныне в местных изданиях практики писать рекламные статьи за деньги, поэтому подобные материалы публиковались совершенно бесплатно. Разумеется, журналист мог вставлять в них любые критические замечания.
Но никаких критических замечаний тогда у меня не возникло. Директор фирмы Отабек Муталов и его младший брат показались мне очень талантливыми и добросовестными людьми. Но больше всего мне запомнились не они, а их папа - Хаким Муталов, бывший министр мясомолочной продукции Узбекистана.
Выйдя на пенсию, Хаким Негматович стал консультантом «Московских деликатесов». Занял в этой организации большой кабинет, где обложился старинными книгами о производстве колбас, и стал отыскивать аналогичную продукцию по интернету.
Хаким Муталов – в центре, слева Отабек Муталов, справа - Улугбек Муталов. Фото автора
Хаким-ака искал интересные рецепты изготовления колбас и внедрял новшества в производство. Больше всего запомнилась такая разработка «Московских деликатесов», как сосиски с сыром. Они очень понравились сыну директора одной из знаменитых российских мясных компаний – сейчас не могу вспомнить, какой именно. И Муталовы тогда очень гордились тем, что регулярно пакеты с этими сосисками отправляли ему самолетом в Москву.
Запомнилось еще несколько моментов. Например, на заводе «Московские деликатесы» появилась красивая и богатая столовая с красочными скатертями и занавесками на окнах. Кухня была замечательной, при этом столовой пользовались не только рабочие, но и наравне с ними все семейство Муталовых. Что, несомненно, сказывалось на отношении персонала и заставляло трудиться лучше.
Чтобы при производстве продукции была идеальная чистота, в цехах были установлены видеокамеры. Как-то ночью одна из них зафиксировала быстро бежавшую крысу. «Московские деликатесы» объявили акцию для жителей района по уничтожению крыс - за одного мертвого грызуна давали палку колбасы. В итоге в поселке Хасанбай, где находится фирма, а также в трех соседних районах, крысы полностью исчезли.
Где взять колбасу в клеточку?
Пусть простит меня директор фирмы «Московские деликатесы» Отабек Муталов, но, по моему мнению, значительная часть этих находок принадлежит его папе. Как и тот факт, что инициативы «Московских деликатесов» оживили конкуренцию и привели к появлению новых прекрасных сортов колбас в других фирмах Узбекистана.
В то же время я хорошо помню вкус колбасы, которую выпускал в России Владимирский мясокомбинат: в ней в шахматном порядке квадратики говядины перемежались с квадратиками конины. С тех пор с трудом ем колбасу - что узбекскую, что московскую, что заграничную. Уж очень та, владимирская колбаса, была восхитительной.
Правда, простые смертные такой колбасы во времена СССР тоже попробовать не могли - элитная продукция Владимирского мясокомбината целиком шла в ЦК Компартии. И досыта наесться ею у меня получилось по чистой случайности - мой дядя, у которого я бывал в гостях, был соседом по лестничной клетке директора этого комбината.
Покупательница мороженого. Фото автора
Почему бы не возродить технологию производства той же «шахматной» колбасы? Или вологодского масла, что я покупал во Владимире уже в свободной продаже? Уверяю, что масло, продающееся сейчас под видом вологодского, не имеет с ним ничего общего. Или взять узбекские вина. Кто помнит, что такое «Ок мусаллас», придет в недоумение, купив сейчас вино под таким названием в магазине.
Одним словом, стране нужны такие люди, как Дамир или Хаким-ака. Жаль только, что их не так много.
Виктор Крымзалов
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...