2016-11-2 12:43 |
В Бишкеке 1 ноября прошло четвертое заседание суда по пересмотру дела осужденного на пожизненное заключение правозащитника Азимжана Аскарова, признанного виновным в организации беспорядков на юге Кыргызстана в 2010 году.
Азимжан Аскаров. Фото с сайта Kloop. kg
Как передает «Заноза», адвокаты подсудимого заявили ходатайство о присутствии в суде родственников Аскарова и допросе их в качестве свидетелей. Но представители гособвинения выступили против, заявив, что допрашивать близких родственников обвиняемого нельзя, поскольку это противоречит нормам УПК (уголовно-процессуальный кодекс). Общественный защитник Аскарова Толекан Исмаилова заявила, что таким образом прокуроры давят на суд. Сам подсудимый поддержал ходатайство своих защитников. В итоге суд не удовлетворил ходатайство.
Первый допрошенный свидетель - осужденная вместе с Аскаровым Минюра Мамадалиева. Она сообщила, что на мосту ее не было, никого там не видела.
«В ходе следствия я только сказала, что видела 12 числа, как они [Аскаровы] возвращались домой. Меня арестовали 26 июня и привезли в РОВД Базар-Коргонского района. Сразу же в кабинете оперов издевались [. . . ]. Возле меня был шестилетний сын. На глазах у него издевались надо мной. Раздели меня и заставили моего ребенка складывать мои вещи. Потом папа приехал, забрал сына. Потом приехал Мергентаев, Рысбек [опер] меня избивал дубинкой. Меня заставили подписать показания, что я участвовала в событиях, находилась в розыске, сбежала. Но если бы я сбежала, я бы не вернулась.
Держали в прокуратуре, угрожали, что застрелят, типа при попытке к бегству. Зампрокурора тогда была Жамиля Туражанова, она приехала, когда меня уже хорошо обработали, отчитала сотрудников из-за избиения женщины, завела меня в комнату и дала список из 14 человек.
Она сказала, что если я дам против них показания, то в качестве свидетеля пойду. Она сказала, что если я дам пять тысяч долларов, то пойду свидетелем. У меня таких денег не было. Я сказала, что никого из них не видела, потому что меня не было на мосту. Я пошла обвиняемой. Потом мне сказали, что Аскаров дал против меня показания. Я сразу потребовала очную ставку, мне не дали. Потом только устроили.
Мне сказали, что если я не скажу ничего, то они моего сына посадят. Тогда ему было 17 лет, это было в 2010 году. Я этого допустить не могла, лучше я сяду.
Я на мосту никого не видела. То, что мне дали бумагу о том, что я дала показания, что на мосту были ребята со штыками - это не правда, я такого не видела. Я такого не подписывала», - передает слова Мамадалиевой «Kloop. Kg».
«Вы сказали, что они вас шантажировали, что Аскаров дал против вас показания, опишите подробнее», - попросил адвокат Валерьян Вахитов.
«Они сказали, что, раз он дал против меня показания, то я должна против него сказать, что он был организатором, собрал толпу и на мост повел. Но я этого не сделала, меня не было на мосту. Я Аскарова последний раз видела 12 числа в 9 вечера». – «Они угрожали сыну?» - «Угрожали, что посадят сына, подбросят что-нибудь».
Мамадалиева рассказала, что после первого суда их избивали сотрудники милиции: «После судебного заседания нас завели в Ленинский ИВС )изолятор временного содержания. – Прим. «Ферганы»), меня как женщину поставили в сторону, а их заставляли землю лизать, избивали, издевались, как могли, мне тоже досталось. Это естественно, всех, кто попадает в РОВД, избивают. Если я, женщина, на себе дубинку испытала, что о мужчинах говорить? Они знали, что я невиновна. Меня задержали и первый допрос был без адвоката. Мне дали дежурного адвоката, когда увидела мои побои, она начала требовать [снятия побоев], но ей сказали не вмешиваться и делать свое дело. Адвоката предоставили 27 июня».
В какой-то момент Мамадалиева сказала, что больше не хочет отвечать на вопросы, поскольку в зале суда она «увидела движение»: там находился человек, который ей угрожал. На просьбу показать его она ответила отказом, добавив, что боится.
О пытках и избиениях сотрудниками правоохранительных органов сообщили и другие допрошенные сегодня свидетели. Адвокат Валерьян Вахитов попросил прокуратуру проверить информацию о пытках и возбудить уголовное дело по приведенным фактам.
Спустя несколько часов после начала заседания суд принял решение перенести его из-за отсутствия переводчика с узбекского языка, на котором могла дать показания одна из свидетелей защиты. Адвокат Азимжана Аскарова Нурбек Токтакунов заявил, что это умышленное затягивание процесса и нежелание выслушать всех свидетелей. «Не факт, что все остальные будут говорить на узбекском», - подчеркнул он, добавив, что на следующее заседание эти люди, проживающие в Базар-Коргонском районе, могут и не приехать, передает «24. kg».
Адвокаты попросили суд учесть то, что все ранее допрошенные в качестве свидетелей осуждены пожизненно. Их задержали с Азимжаном Аскаровым в один день - 15 июля 2010 года. Но они утверждают, что Аскарова прежде не видели, и 13 июня, когда убили сотрудника милиции, тоже не видели и на мосту не были. А их показания были выбиты под пытками.
Следующее заседание пройдет 8 ноября.
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...