2017-7-21 17:09 |
Международные правозащитные организации Human Rights Watch (HRW) и Норвежский Хельсинкский Комитет 18 июля распространили заявление о преследовании родственников десяти мирных оппозиционных активистов за их намерения принять участие в конференции 9 июля 2017 года в Дортмунде (Германия), где планировалось отметить 20-ю годовщину подписания мирного договора, завершившего гражданскую войну в Таджикистане.
Активисты рассказали о том, что происходило с их родственниками, оставшимися в Таджикистане как накануне, так и после мероприятия. Спецслужбы незаконно задерживали, допрашивали, угрожали арестовать людей за одну лишь попытку покинуть Таджикистан, лишить собственности. Угрожали даже изнасилованием несовершеннолетней дочери одного из активистов, заставляя публично просить прощения за действия своих родственников, покинувших страну, говорится в заявлении.
После применения карательных мер по подавлению свободы выражения и запрету оппозиции, в результате которых в Таджикистане были посажены в тюрьмы сотни политических активистов ныне запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), включая адвокатов-правозащитников, на самых разных уровнях властями были организованы «альтернативные» группы активистов, якобы «возмущенных граждан», которые оказывают чрезвычайное давление на семьи осужденных, осаждая их дома и объявляя их «врагами народа».
Совсем недавно прошла серия акций возмездия со стороны правительства Таджикистана, обрушившаяся на головы тех близких инакомыслящих, кто по тем или иным причинам не смог покинуть вовремя страну. Подобные инциденты уже происходили в сентябре и октябре 2016 года, когда активисты участвовали в мирных акциях протеста за рубежом.
Так, в Дангаринском районе Таджикистана 7 июля сотрудники спецслужб в сопровождении милиционеров пришли в дом Джаннатулло Комилова, активиста ПИВТ, ныне проживающего в Германии. Явившиеся оскорбляли его мать и братьев, угрожая конфисковать их дом и другое имущество, если он не откажется от участия от своей оппозиционной деятельности за границей. Спустя два дня был задержан тесть активиста.
7 и 8 июля несколько офицеров спецслужб угрожали родителям активиста ПИВТ Бободжона Каюмова сносом их собственного дома в Кулябе, если их сын не прекратит свою оппозиционную деятельность и не откажется от участия в конференции в Дортмунде. В конце концов, родителей активиста заставили осудить своего сына и записали их обращение на видео. 9 июля спецслужбы задержали отца Каюмова, допрашивая его до полуночи.
После того как Джамшед Ёров, брат осужденного на 25 лет адвоката Бузургмехра Ёрова, выступил на конференции 9 июля, сотрудники спецслужб приходили к нему домой в Вахдате, сообщив его жене, что она и ее дети не смогут покинуть Таджикистан и будут арестованы, если попытаются это сделать, а также угрожали изнасилованием 15-летней дочери Джамшеда. Офицеры требовали его жену развестись со своим мужем, обещая взамен материальную поддержку.
8 июля сотрудники спецслужб задержали отца активиста ПИВТ Исломиддина Саидова в Нурободском районе Таджикистана для допроса в Душанбе. Там ему демонстрировали фотографии его сына, принимающего участие в мирной демонстрации в Варшаве, угрожая «необходимыми мерами», если его сын не откажется от политической активности. Сестра активиста также была допрошена. Позже отец был подвергнут публичной критике в его родном селе, где осудили «предательство» его сына и посоветовали ему вернуть его в руки правосудия.
В тот же день в Хатлонской области в дома брата активиста ПИВТ Ифтихора Рустамова и его сестер приходили сотрудники спецслужб с целью их допроса. Им угрожали проблемами, если их родственник не прекратит оппозиционную деятельность.
11 июля спецслужбы задержали и допрашивали мать активиста ПИВТ Махмуджона Фаизрахмонова, после чего провели сельский сход и подвергли на нем жесткой критике ее сыновей, вовлеченных в политическую деятельность.
7 июля родственников другого члена ПИВТ Ильхомжона Якубова вызывали в комитет национальной безопасности по Худжанду, где их допрашивали и угрожали им за действия их родственника.
8 июля не обошли власти стороной и дом бывшего районного главы ПИВТ Мухаммади Тешаева в Рудакинском районе, где были допрошены члены его семьи. Им угрожали конфискацией имущества в случае продолжения политической деятельности Мухаммади.
Перед конференцией также спецслужбы наведались в дом родителей Гульбарг Саифовой в Душанбе, другого активиста ПИВТ, являющейся родственницей лидера ПИВТ Мухиддина Кабири. Родителей активиста заставили на видео отказаться от своей дочери и дальнего родственника.
7 июля в душанбинский дом Мижгоны и Сайринисо Амоновых, активистов ПИВТ, наведались сотрудники милиции, требуя от их отца вернуть своих дочерей в Таджикистан и принести свои извинения перед президентом страны.
Из официальных представителей, осудивших активистов ПИВТ, оказался лишь проправительственный аналитик, директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сайфулло Сафаров, назвавший деятельность оппозиции за рубежом «серьезной угрозой национальной безопасности Таджикистана».
Как заявил Стив Свердлов, исследователь HRW, «злостная кампания таджикского правительства по запугиванию родственников диссидентов все распространяется и становится бесстыдной. Немедленно должны прекратиться одновременные действия спецслужб и местных властей во многих городах, свидетельствующие о политике коллективного наказания, спущенной с самого верха».
Мариус Фоссум, представитель Норвежского Хельсинкского Комитета по Центральной Азии, заявил о «потрясающей серии возмездия таджикских властей за применение свободы выражения», добавив, что «тем более за использование основных прав человека никто не может быть публично пристыжен или подвергнут требованию развестись, или угрозам, что ребенок может быть изнасилован, или конфискации имущества под предлогом каких-либо обстоятельств».
HRW и Норвежский Хельсинкский Комитет требуют от правительств США и стран-членов Европейского Союза срочно выступить по поводу «нарастающего числа ответного наказания в Таджикистане как части ухудшающейся ситуации с правами человека и открыто осудить злоупотребления».
Правозащитники предложили в качестве мер «рассмотреть вопрос о замораживании средств и отказе во въезде таджикским чиновникам и правительственным организациям, принимавшим участие в указанных нарушениях».
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...