2019-1-25 20:30 |
Таджикский адвокат Бузургмехр Ёров уже 1215 дней находится в заключении, отмечает американское издание The Diplomat. Он был арестован 28 сентября 2015 года по обвинению в мошенничестве и подделке документов.
«Заключение Ёрова – нарушение Всеобщей декларации прав человека»
Международные юридические и правозащитные организации требуют освобождения заключенного в тюрьму таджикского адвоката Бузургмехра Ёрова, пишет Марк Коттридж, автор статьи Fighting for Tajikistan’s Jailed Lawyers (Борьба за брошенных в тюрьму адвокатов Таджикистана). 24 января прошли 1215 дней со дня ареста известного адвоката. Марк Коттридж пишет, что юридическая фирма, с которой он сотрудничает - Hogan Lovells US LLP совместно с тремя другими юридическими организациями - Freedom Now, Lawyers for Lawyers и DLA Piper UK LLP осень прошлого года подали петицию в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям от имени Бузургмехра Ёров. В этих организациях считают, что содержание под стражей Ёрова является нарушением Международного пакта о гражданских и политических правах и Всеобщей декларации прав человека. Они призвали Рабочую группу ООН принять неотложные меры по освобождению таджикского адвоката, сообщает Марк Коттридж.
Автор напоминает, что с 2015 года в Таджикистане аресту или лишению свободы подверглись и другие адвокаты - Шухрат Кудратов, Фахриддин Зокиров, Джамшед Ёров, Нуриддин Махкамов и Дильбар Дододжонова.
Шухрат Кудратов вышел на свободу 24 августа прошлого года. В январе 2015 года он был осужден к 9 годам колонии по обвинению во взяточничестве. Позже Верховный суд Таджикистана изменил приговор суда низшей инстанции и назначил окончательное наказание в виде 3,8 лет лишения свободы. Соратники считают, что Шухрат Кудратов был наказан за защиту неугодных властям известных личностей.
Брату Бузургмехра Ёрова - адвокату Джамшеду Ёрову, и Муаззамахон Кадыровой – одной из немногих, которая решилась защищать Бузургмехра в суде, - пришлось покинуть страну из-за угрозы ареста.
Однако Зариф Ализода, уполномоченный по правам человека в Таджикистана, отвергает обвинение международных организаций и заявляет, что в деле адвокатов, в том числе Бузургмехра Ёрова нет политической подоплеки. «Все они были осуждены по обвинению в мошенничестве и других преступлениях»,- сказал омбудсмен 24 января корреспонденту Радио Озоди.
В чем власти обвиняют Бузургмехра Ёрова?
Адвокат Бузургмехр Ёров был арестован 28 сентября 2015 года по обвинению в мошенничестве и подделке документов. Это произошло через несколько дней после того, как он встал на защиту членов ныне запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и возглавил Общественный комитет по предотвращению и пересечению незаконного задержания, ареста, обыска и заключения. К моменту задержания Ёров занимался делами семерых задержанных членов ПИВТ.
Суд города Душанбе 6 октября 2016 года приговорил Ёрова к 23 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. А в середине октября стало известно о двух новых уголовных делах против Ёрова. Одно из них – по статьям 330 (Оскорбление представителя власти) и 355 (Неуважение к суду) УК Республики Таджикистан. Дело возбудили после того, как в ходе выступления Ёрова в суде с последним словом между ним и гособвинителем Рустамом Такдирзода возник спор. По этому делу к сроку Ёрова добавили два года лишения свободы. Еще одно дело возбуждено по статье 247 (Мошенничество) на основании заявления троих граждан.
Позже в отношении Бузургмехра Ёрова было возбуждено четвертое уголовное дело – по обвинению в мошенничестве и оскорблении Лидера нации – президента Таджикистана. Кроме того, возбуждены уголовные дела в отношении сестры и брата Бузургмехра – Хосият и Джамшеда Ёровых по обвинениям в призывах к экстремистской деятельности и насильственному свержению конституционного строя.
«Тюрьма есть тюрьма!»
Заррина Набиева, супруга Бузургмехра Ёрова, 24 января, в 1215 день заключения адвоката, ждали встречи со своим мужем у стен колонии. Она рассказала Радио Озоди, что последний раз с Бузургмехром виделась в прошлом месяце. «Бузургмехр не изменил свою позицию и по-прежнему считает вердикт суда несправедливым»,- сказала Заррина Набиева. По ее словам, состояние здоровья мужа нормальное. «Но тюрьма есть тюрьма», - с горечью произнесла супруга известного адвоката.
Международная правозащитная организация Amnesty International ранее заявила, что независимая адвокатская деятельность притесняется и на уровне законодательства. «Согласно поправкам в Закон «Об адвокатуре», внесенным в ноябре 2015 года, контроль над лицензированием адвокатов по уголовным делам отдан квалификационной комиссии при Министерстве юстиции Таджикистана. Это противоречит международным стандартам, согласно которым лицензирование должно быть под контролем независимого профессионального объединения юристов. Ранее эти функции в Таджикистане выполнял Союз адвокатов», писали правозащитники в докладе «Выполняя свой долг: притеснение, судебные преследования и тюремные заключения адвокатов в Таджикистане», опубликованном 24 мая 2017 года.
По информации Amnesty International, в итоге к маю 2017 года из 1200 ранее лицензированных адвокатов в Таджикистане осталось всего 600 – примерно по одному на каждые 13 тысяч граждан восьмимиллионной страны.
.
Подробнее читайте на rus.ozodi.org ...