2018-1-18 14:00 |
Дональд Трамп и Си Цзиньпин. Фото пресс-службы Белого дома СШАВ интервью Reuters американский президент Дональд Трамп объявил, что не намерен больше молча терпеть нарушение Китаем прав на интеллектуальную собственность.
Более того, американский президент пригрозил КНР серьезными взысканиями. И хотя он не уточнил, что конкретно имеется в виду, однако принятый в США в 1974 году Закон о торговле позволяет вводить против Китая торговые и финансовые санкции – вплоть до того момента, пока руководство Поднебесной не изменит свою политику.
Надо сказать, что пренебрежение правом на интеллектуальную собственность и даже прямое ее воровство – дело для Китая привычное. Во второй половине двадцатого века КНР получила прозвище «страна подделок», а само слово «Китай» стало синонимом низкокачественных имитаций продукции известных брендов.
В ответ на претензии китайцы часто вступали в демагогическую полемику, начиная от слов «интеллектуальная собственность принадлежит всему миру» и заканчивая заявлениями вроде «вы должны гордиться: раз у вас это крадут, значит, придумано действительно хорошо».
Институт авторского права в современном Китае начал устанавливаться только с восьмидесятых годов прошлого века. В 1980 году КНР присоединилась к Всемирной организации интеллектуальной собственности. В 1990 году был принят китайский закон об авторском праве, в 1992 году Китай присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции.
Однако на практике ситуацию это почти не изменило: право интеллектуальной собственности продолжало попираться в Китае – особенно это относилось к иностранной собственности, от кинофильмов и до знаменитых брендов. Власти при этом закрывали глаза на многочисленные нарушения: в теневом бизнесе были заняты многие миллионы китайцев, добывавшие себе так средства на пропитание.
Еще в начале двухтысячных даже в крупных городах вроде Пекина и Шанхая существовала масштабная торговля подделками под иностранные бренды – на этом специализировались огромные магазины и целые рынки, не говоря уже о частных лицах. Здесь можно было купить «золотые» часы Rolex или сумочку Louis Vuitton всего за десять долларов. Некоторые туристы покупали их просто забавы ради, чтобы иметь «настоящий китайский контрафакт».
Ситуацию дополнительно запутывало то, что уже в XXI веке многие известные бренды перевели свое производство в КНР. После этого различать подделки и оригиналы стало гораздо труднее. Помимо явных и очень дешевых имитаций появились подделки дорогие, которые могли выявить только сами производители, да и то не без труда.
Однако ближе к Пекинской олимпиаде-2008 власть начала наводить порядок и преследовать незаконных торговцев и производителей контрафакта. Во-первых, сказалось давление со стороны США и Евросоюза, во-вторых, необходимо было заботиться об имидже и демонстрировать цивилизованность. Разумеется, принятые правительством меры не уничтожили рынок подделок совсем, но до какой-то степени структурировали его и ограничили.
Кроме того, китайцы освоили новую тактику защиты. Не дожидаясь, пока им предъявят претензии, они сами выдвигают обвинения против западных фирм, утверждая, что именно они воруют китайские разработки, а не наоборот.
И вот на этом фоне американский президент делает широковещательное заявление о грядущем «наказании» Китая. Причин для этого, очевидно, две. Первая – растущее раздражение Дональда Трампа по отношению к китайскому руководству: стало очевидно, что в области торговой и политической КНР если и не обыгрывает США полностью, то, во всяком случае, очень успешно проводит свою независимую стратегию. Вторая причина чисто практическая. Дело в том, что китайцы заставляют американские корпорации передавать им права на свою интеллектуальную собственность – такова цена выхода на китайский рынок. Вкупе с продолжающимся негласным «заимствованием» идей и технологий это приводит к многомиллиардным убыткам. Речь, по словам самого Трампа, идет о числах, о которых трудно даже помыслить.
Так или иначе, американский президент настроен сейчас весьма решительно. Если китайцы не изменят свою политику, он, по его словам, готов даже к торговой войне с Поднебесной. Которой, конечно, Трамп не хочет, но, как он сам заявил в интервью Reuters, «если будет, так будет».
Заявление Трампа особенно неприятно, если учесть, что сделано оно накануне открытия второго пленума ЦК КПК 19 созыва, на котором будет обсуждаться принципиальный для Си Цзиньпина вопрос о поправках в Конституцию КНР. В связи с этим китайское руководство может посчитать, что оно направлено не только против политики Китая, но и лично против председателя КНР. В этом случае, возможно, Китай не ограничится устным ответом, но вынужден будет предпринять некоторые практические шаги, которые приведут либо к улучшению отношений с США, либо к нагнетанию еще большего напряжения.
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...