2018-9-25 15:39 |
Заседание Народного совета. Кадр телевидения Туркмении с сайта Hronikatm. comРегламент первого за десять лет заседания Халк Маслахаты (Народного Совета) Туркменистана неожиданно оказался урезан. Об этом 24 сентября сообщило издание «Альтернативные новости Туркменистана».
Согласно июльскому указу президента Гурбангулы Бердымухамедова, двухдневное заседание Халк Маслахаты должно было состояться 24-25 сентября. Однако 24 сентября мероприятие по неизвестным причинам не началось. Анонимные источники сообщили журналистам, что заседание пройдет лишь 25 сентября, и вместо 18 запланированных выступлений на нем состоятся лишь восемь.
Халк Маслахаты – высший представительный орган Туркменистана. С 1992 до 2007 года совет заседал регулярно. После смерти первого президента Сапармурата Ниязова в 2006 году совет провел четыре заседания – 26 декабря 2006 года, 14 февраля 2007 года, 30 марта 2007 года и 26 сентября 2008 года. Первоначально аналитики ожидали, что на заседаниях Халк Маслахаты может быть решена судьба государства, а от назначения руководителя совета зависит дальнейший курс страны. Проводились аналогии с XX съездом КПСС, на котором был раскритикован культ личности умершего Иосифа Сталина.
Однако эти ожидания не оправдались. В сентябре 2008 года в Конституцию Туркменистана были внесены изменения, упраздняющие Халк Маслахаты. Его преобразовали в Совет Старейшин и лишили всех законодательных полномочий. Единственным парламентским органом в стране остался действующий с 1994 года Меджлис, для которого в 2008 году построили новое здание в центре Ашхабада.
О том, что Совет Старейшин планируется реформировать обратно в Халк Маслахаты, было объявлено на заседании Совета 9 октября 2017 года. В июльском указе Бердымухамедова не только назначалась дата первого заседания Халк Маслахаты, но и предписывалось до 25 августа провести в регионах выборы представителей для нового органа.
Главный редактор оппозиционного сайта «ТуркменЮрт», президент международного экспертного центра «Янардаг» Гельды Кяризов в беседе с изданием «Хроника Туркменистана» заявил, что всегда относился к Халк Маслахаты скептически. По мнению оппозиционера, при Ниязове этот орган был имитацией демократии для внешних наблюдателей и проводником государственной идеологии для граждан страны. Кяризов считает, что Бердымухамедов в ходе преобразования Халк Маслахаты в Совет Старейшин избавился от наиболее авторитетных «яшули» (старейшин), которые успели обрести влияние и могли помешать ему утвердиться в роли президента. Теперь же эти опасения уже не актуальны, и орган можно восстановить. «Воссоздать Халк Маслахаты Бердымухамедова сподвигло желание убедить международное сообщество в демократичности режима», – предположил Кяризов.
В свою очередь, председатель Республиканской партии Туркменистана (в изгнании) Нурмухаммед Ханамов высказал прямо противоположную точку зрения. Он заявил, что для Ниязова Халк Маслахаты стал инструментом контроля над парламентской властью. Ниязов лично возглавлял этот орган, который считался более авторитетным, чем Меджлис. По мнению Ханамова, Бердымухамедов лишил Халх Маслахаты всех полномочий и переименовал его в Совет Старейшин, чтобы показать мировому сообществу готовность к демократическим переменам. Ханамов заключил, что сейчас президент уже чувствует себя достаточно уверенно, чтобы восстановить этот орган и по примеру Ниязова попробовать воспользоваться его преимуществами.
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...