Туркменистану напомнили о деле Бориса Шихмурадова

Туркменистану напомнили о деле Бориса Шихмурадова
фото показано с : fergananews.com

2017-11-15 12:57

Международная правозащитная кампания «Покажите их живыми!» потребовала от правительства Туркменистана «незамедлительно дать ответ» ООН и семье Бориса Шихмурадова о судьбе бывшего министра иностранных дел и первого вице-премьера республики, приговоренного 30 декабря 2002 года к пожизненному заключению за предполагаемую причастность к покушению на тогдашнего президента Сапармурата Ниязова.

С тех пор ни семья, ни адвокаты не получали никакой информации о Шихмурадове, человек пропал.

Жена Бориса, Татьяна, в 2011 году написала жалобу в Комитет ООН по правам человека в надежде, что хотя бы ООН удастся воздействовать на официальный Ашхабад, и семья сумеет получить информацию о Шихмурадове. 17 октября 2014 года по ее жалобе было принято решение. «Комитет установил, что Борис Шихмурадов стал жертвой ряда серьезных нарушений прав человека, – говорится в релизе кампании. – В частности, Комитет отметил, что Шихмурадов стал жертвой насильственного исчезновения и что правительство Туркменистана не защитило его жизнь и нарушило его право на свободу от пыток, право на справедливое судебное разбирательство и право не подвергаться наказанию путем ретроактивного применения закона. Комитет также постановил, что правительство нарушило право Татьяны Шихмурадовой на свободу от пыток в свете тех страданий, которые она пережила из-за длительного отсутствия информации о своем муже. Комитет указал, что правительство Туркменистана обязано предоставить Борису Шихмурадову средство правовой защиты, в том числе путем немедленного его освобождения и выплаты ему справедливой компенсации либо, в случае его смерти, путем выдачи останков Шихмурадова и выплаты компенсации его семье».

Официальные процедуры предусматривали, что Ашхабад должен дать ответ до 9 ноября 2015 года. Никакого ответа не последовало. Ни реакции, ни комментариев, ничего. Как в глухую пропасть прокричали.

На вопрос «Ферганы», есть ли какой-то механизм дальнейшего воздействия на Ашхабад и что же делать дальше, Татьяна Шихмурадова ответила: «Комитет ООН по правам человека ежегодно выпускает доклады, и в их отчетах за 2015 и 2016 годы упоминалось, что Туркменистан не реагирует на выдвинутые претензии и не отвечает на требования Комитета. Я не знаю, какова процедура, и отправляет ли ООН в Ашхабад новые напоминания, если ответ так и не получен. Но я допускаю, что отправляет, это их работа. Кроме того, Туркмения должна регулярно отчитываться в Комитете ООН по правам человека, и о моем случае им напоминают. Понимаете, если нормальное государство получает из Комитета по правам человека такое решение, которое было принято по моей жалобе, то в течение шести месяцев они могут задать вопросы, уточнить что-то, дать комментарии, и все это Комитет ООН должен отправить жалобщику, и выстраивается хоть какой-то диалог. Но я ничего не получала от Комитета – а значит, Комитет ничего не получал из Ашхабада. Никаких ответов. С Туркменией диалога не получается.

Я очень благодарна кампании «Покажите их живыми!», они проводят большую работу, не дают забыть о пропавших в Туркменистане людях. У них проходит много личных встреч с дипломатами и международными чиновниками, недавно они выпустили книгу стихов пропавшего в тюрьме Батыра Бердыева… Но проблема в том, что Ашхабад-то молчит, и больше нет никаких инструментов, которые бы заставили их ответить. Это, действительно, так».

Сегодня кампания «Покажите их живыми!» задокументировала 112 случаев насильственных исчезновений в Туркменистане, в 23 случаях имеются подтвержденные данные о смерти в заключении.

Из релиза кампании «Покажите их живыми!», посвященного Борису Шихмурадову:

«29 декабря 2002 г. , через 4 дня после ареста, Борис Шихмурадов, бывший министр иностранных дел и первый вице-премьер Туркменистана, был приговорен к 25 годам лишения свободы за предполагаемую причастность к покушению на тогдашнего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова в ноябре 2002 г. Судебное разбирательство проводилось в закрытом режиме, продолжалось всего один день и сопровождалось многочисленными процессуальными нарушениями. 30 декабря, на следующий день после вынесения судебного решения, приговор Шихмурадову был заменен на пожизненное заключение постановлением Народного совета – невыборного политического органа в составе около 3. 000 государственных чиновников и общественных деятелей. Это «решение» было принято буквально путем «бурных, продолжительных аплодисментов», т. е. весь состав Совета стоя аплодировал в ответ на предложение президента Ниязова, последовавшее за длинным потоком выступлений госчиновников с требованием смертной казни.

Два месяца спустя, 5 февраля 2003 г. , Народный совет принял резолюцию о применении пожизненного заключения в качестве наказания за «государственную измену». Это наказание, не существовавшее ранее в Уголовном кодексе Туркменистана, был применено ретроактивно в отношении Бориса Шихмурадова и еще четырех участников предполагаемого покушения на президента в ноябре 2002 г. , а именно: бывших бизнесменов Гуванча Джумаева и Ыклыма Ыклымова, бывшего сотрудника спецслужб Аннадурды Аннасахатова (умершего в заключении) и Бегенча Бекназарова.

Кампания «Покажите их живыми!» выражает полную уверенность в том, что судебное разбирательство и обвинительный приговор в отношении Бориса Шихмурадова не соответствовали процессуальным нормам, а также считают замену первоначального наказания в виде 25 лет лишения свободы пожизненным заключением абсолютно неправовым с точки зрения фундаментального принципа отсутствия обратной силы закона в уголовном праве, а также с точки зрения ратифицированных Туркменистаном международных договоров о правах человека и национального законодательства. Абсолютно незаконны не только содержание данного решения, но и процесс его принятия, поскольку решение о пожизненном заключении было принято не имеющим судебных полномочий политическим органом – вначале путем бурной овации в ответ на предложение главы государства о пожизненном заключении, а затем путем ретроактивного применения закона, принятого через два месяца после предполагаемых преступлений. И наконец, мы глубоко обеспокоены полным отсутствием какой-либо официальной информации о судьбе Бориса Шихмурадова и месте его заключения в течение последних 15 лет».

С 2013 года в Москве рассматривается судебная жалоба Татьяны Шихмурадовой на бездействие российского МИДа: когда Бориса приговорили к пожизненному заключению, МИД России ничего не сделал, чтобы облегчить его участь, и никак не помог его семье, хотя у Шихмурадова было российское гражданство.

«Моя жалоба до сих пор рассматривается, – говорит Татьяна Шихмурадова. – 30 ноября будет очередная апелляция. Российские суды считают, что мои претензии к МИДу не обоснованы, мол, МИД не бездействовал. Они же запрашивали туркменскую сторону, хотя и не получали от них ответов. Но результата-то нет! Хорошо, что теперь хотя бы не говорят, что у Бориса не было российского гражданства: миграционная служба подтвердила, что на момент принятия закона о гражданстве РФ он постоянно проживал в Москве, что он не подавал заявления на выход из гражданства… Когда мы пройдем все инстанции в России, то обратимся с жалобой в ЕСПЧ. В 2013 году, когда я подавала жалобу, я последний раз написала письма и Путину, и Бердымухамедову. Все равно из Ашхабада мне бы не ответили, а Администрация президента России написала бы, что переслала мое письмо в МИД… Это замкнутый круг, и я больше им не пишу, бесполезно».

Из релиза кампании:

«Дело Бориса Шихмурадова является лишь одним из 112 задокументированных кампанией «Покажите их живыми!» случаев насильственного исчезновения людей в тюремной системе Туркменистана. В последнее время проблема насильственных исчезновений обостряется, поскольку проходит год за годом, но не известно ни одного случая, чтобы туркменские власти расследовали дело о насильственном исчезновении с использованием официальных каналов и процедур. Власти Туркменистана не предоставили никаких поддающихся проверке сведений о пропавших лицах международным структурам, в том числе в рамках ежегодного Диалога по правам человека между ЕС и Туркменистаном и периодических обзоров двух договорных органов ООН, УПО и ОБСЕ, а также отказали в доступе к этим лицам и общении с ними родственникам, представителям Международного комитета Красного Креста и иностранным дипломатам. В то же время число случаев, задокументированных кампанией «Покажите их живыми!», продолжает расти (с 66 в 2013 г. до 112 на данный момент), и в 23 случаях имеются подтвержденные данные о смерти в заключении. За последние два года выросло число смертей среди тех, кто исчез в 2000-х годах, и все новые жертвы подвергаются заключению без связей с внешним миром.

Уже очевидно, что правительство Туркменистана не желает даже признавать проблему насильственных исчезновений в тюремной системе страны, не говоря уже о том, чтобы эту проблему решать. При этом законодательство Туркменистана, в том числе Конституция, признают приоритет международного права, а в Законе о постоянном нейтралитете и в Декларации о международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека, принятых в 1995 г. , прямо указано, что «Туркменистан признает приоритет Организации Объединенных Наций и ее решений».

Правительство Туркменистана может и должно решить проблему насильственных исчезновений. Для этого оно должно вступить в конструктивное взаимодействие с соответствующими международными организациями, включая ООН и органы ОБСЕ, и исполнить их решения и рекомендации. Правительство Туркменистана должно также выполнить все свои обязательства в соответствии с национальным законодательством и международным правом по запрету насильственных исчезновений. К ним относятся обязательства, вытекающие из Международного пакта о гражданских и политических правах – международного договора, который, согласно выводам Комитета ООН по правам человека, правительство нарушило в отношении Бориса Шихмурадова. Возможности для принятия позитивных мер по-прежнему существуют, но нельзя терять времени, поскольку на карту поставлены человеческие жизни.

Мы настоятельно призываем правительство Туркменистана:

– Без дальнейших отлагательств дать ответ по существу на решение Комитета ООН по правам человека по делу Бориса Шихмурадова и незамедлительно исполнить решение Комитета о предоставлении средства правовой защиты Шихмурадову и его семье.

– Прекратить причинять страдания родственникам заключенных, в течение многих лет лишенным всех контактов со своими близкими и какой бы то ни было информации об их судьбе.

– Прекратить насильственные исчезновения, расследовать каждый случай и в ближайший год предпринять согласованные и открытые действия по предоставлению информации членам семей и общественности о судьбе и местонахождении каждого исчезнувшего человека и навсегда оставить в прошлом этот мрачный период современной истории Туркменистана.

Мы настоятельно призываем президента Бердымухамедова показать этих людей живыми».

.

Подробнее читайте на ...

туркменистана шихмурадова оон бориса человека комитет живыми правительство