2016-10-15 18:27 |
Узбекистан планирует снизить уровень ручного труда в сельском хозяйстве, в частности, в хлопководстве, примерно на 30 процентов. Об этом, как пишет «Спутник», говорится в материалах XII Международной узбекской хлопковой и текстильной ярмарки, которая проходит в Ташкенте с 12 октября.
А тремя выставками ранее, в 2013 году, премьер-министр Шавкат Мирзиёев, который нынче интенсивно обживает кресло президента Узбекистана, обещал, что к 2016 году 80, а то и все 90 процентов хлопка будут собирать машины. Не сбылось. Теперь власти республики значительно поумерили свой оптимизм – 30 процентов машинного сбора обещают к 2020 году.
А это значит, что государственная система принудительного труда в Узбекистане продолжит функционировать, а власти продолжат тщательно скрывать этот факт от Всемирного банка и Международной организации труда (МОТ), которые, впрочем, и не стремятся докопаться до истины: невыгодно.
Так что работы у двух отважных, настоящих узбекистанских правозащитниц, которые мониторят ситуацию, несмотря на организуемые властями неприятности, не убавится.
Малохат Эшанкулова раздает листовки о запрете принудительного труда. Фото группы «Бесстрашные»
Они именуют себя группой «Бесстрашные» - лидер ПАУ (Правозащитного альянса Узбекистана) Елена Урлаева и независимая журналистка Малохат Эшанкулова, и ежедневно доказывают, что назвались так по праву. Они отправляются в многочасовые поездки в отдалённые районы, где их нередко встречают бранью, задержаниями, обысками и унижениями. А «Бесстрашные» не сдаются и продолжают выезжать на поля разных областей, чтобы доказать мировому сообществу, Всемирному банку, Международной организации труда (МОТ), что правительство Узбекистана им лжёт, заверяя в отказе от принудительного труда, что жителей этой страны продолжают ставить в положение рабов, прикрываясь словами о патриотизме.
Урлаева и Эшонкулова реально рискуют жизнью, собирая свои нехитрые доказательства – записи бесед со сборщиками и фотоснимки. В своих сообщениях они указывают все известные им имена и фамилии людей, с которыми они встречались или о которых им рассказывали сборщики, но чаще всего мы их опускаем - в целях безопасности собеседников «Бесстрашных».
Малохат Эшанкулова записывает имена собеседниц
Побывав в этом году на полях Ташкентской, Сырдарьинской и Бухарской областей, 12 октября 2016 года «Бесстрашные» приехали в Пастдаргомский район Самаркандской области Узбекистана. На здешних полях они обнаружили врачей, учителей, студентов вузов и учащихся колледжей, которых заставили бросить основные обязанности и выехать с ночевкой на сбор хлопка. «Бесстрашные» подчеркивают, что в Пастдаргомском районе реализуются проекты Всемирного Банка, все тендерные документы которого содержат запрет на использование детского и принудительного труда. Но несмотря на это, невольников на полях – сотни.
Здесь живут приехавшие на сбор хлопка педагоги
«Бесстрашные» сообщают, что приезжие сборщики ночуют в зданиях школ и домах местных жителей, причем несмотря на нежелание последних. К примеру, в доме Б. , жительницы кишлака Кавон совхоза имени Навои, уже месяц живут 11 учительниц из Сиабского строительного колледжа города Самарканда. Хозяйка пожаловалась правозащитницам, что она вынуждена спать с ними в одной комнате, они не платят ни за электричество, ни за газ. По словам Б. , в кишлаке нет природного газа, его приходится покупать в баллонах, литр стоит 2800 сумов (около $1 по официальному курсу или $0,4 по курсу «черного рынка»).
Общение со сборщицами
В домах А. и С. живут по 10 учителей того же колледжа. Всего в Кавоне с 15 сентября 2016 года находятся примерно 300 учителей.
В школе №34 села Каракипчак совхоза имени Навои живут работники первого государственного академического и Багишамальского лицеев Самарканда, некоторые учителя живут в частных домах. На полях правозащитницы встретили и работников промышленного колледжа.
Обеденный перерыв
«Бесстрашные» не только беседовали с приезжими сборщиками и местными жителями, но и раздавали им листовки с информацией о запрете принудительного труда.
«Раньше дневной план был 70 килограммов, а сейчас идёт четвёртый сбор. В полях нет хлопка. Поэтому план - по 20 килограммов хлопка в день. Мы собираем по 20-30 килограммов», - рассказали правозащитницам две сборщицы, которые работают вместо нанявших их за 20 тысяч сумов ($6,6 по официальному курсу) в день учителей первого государственного академического лицея Самарканда.
Обеденный перерыв
В совхоз, который раньше носил имя Будённого, а теперь – махалля Тоскултон, правозащитницы прибыли после полудня. У дороги рядом с хлопковым полем обедали пловом работники спортивного, финансового и других колледжей Самарканда. «Бесстрашные» побеседовали с ними.
В школе №105 Тоскултона с 13 сентября ночуют учащиеся политехнического и педагогического колледжей Пастдаргомского района. Правозащитники пообщались с молодежью и раздали листовки о запрете принудительного труда.
Здесь живут учащиеся колледжей
В селе Галапат, которое относится к совхозу имени Шарофа Рашидова, в домах жителей разместили учителей школ №2, №3 и №6 Самаркандского района. Хлопковый штаб тоже расположился в частном доме. Некоторые педагоги Пастдаргомского района ночуют в коттеджах, расположенных вдоль Бухарской трассы.
Девушки сушат носки
Правозащитницы зашли в один из домов жителей Галапата, и увидели во дворе нескольких молодых учителей. Только начали разговор, как из комнаты появилась женщина по имени Гуля, которая оказалась директором школы №2. Она категорически запретила учителям общаться с правозащитницами и обратилась к Елене и Малохат: «Вы спросили разрешение у руководства? У меня есть начальство. У нас есть штаб в центре Гузалкента. Вы должны у них спросить разрешение, чтобы брать у нас интервью и собирать факты. Когда начальство даст добро, тогда мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы».
Беседа с учащимися колледжа
Затем директор школы позвонила в штаб и сообщила: «Шохрух, здесь две женщины. Они хотят взять у нас интервью. Вы в курсе?» Собеседник попросил передать трубку правозащитницам. Малохат Эшанкулова взяла телефон, представила себя и Елену Урлаеву. Шохрух ответил: «Сейчас я вам перезвоню» и отключился. Директор школы стала звонить заведующему районо. Она не хотела давать интервью, но и не давала правозащитницам уйти, стараясь их задержать зачем-то. Но Урлаевой и Эшанкуловой удалось остановить проезжавшую мимо машину и уехать.
Обед в другой бригаде
Они добрались до школы №71 села Галапат, в которой обнаружили студентов нескольких факультетов Самаркандского государственного университета (СамГУ) имени Алишера Навои. Выяснилось, что студенты живут не только в этой школе, но и в домах местных жителей. Они приехали на сбор хлопка 15 сентября 2016 года.
Студенты
Преподаватели и студенты собирают хлопок также в кишлаках Коксой, Курилиш и других. А в посёлке Гумбаз совхоза имени Шарофа Рашидова почти месяц ночуют и собирают хлопок самаркандские врачи, пастдаргомские работают на полях слседнего кишлака.
В селе Илим с 15 сентября собирают урожай сотрудники поликлиники №4 города Самарканда – порядка ста человек. Их тоже сначала заставляли сдавать по 70 килограммов хлопка в день, но сейчас норма сбора составляет 20 килограммов. Но поскольку хлопка на полях почти не осталось, врачи, учителя, студенты и учащиеся колледжей собирают только по четыре-пять килограммов.
Сборщики и правозащитница
Совсем скоро хлопкоуборочная кампания в Узбекистане завершится. Сборщиков - в миру, преимущественно, работников государственных организаций - постепенно развезут по домам и забудут до следующего хлопкового сезона. Но эти снимки, которые группа «Бесстрашные» делает каждый год, останутся документом эпохи и ярким свидетельством того, как управляется сельское хозяйство Узбекистана, как власти используют и унижают людей, не смеющих ничем им ответить и покорно принимающих свою судьбу.
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...