2018-7-10 19:43 |
Тюрьма Овадан-Депе на картах GoogleВласти Туркменистана разрешили свидания некоторым политическим заключенным в самой страшной тюрьме республики – Овадан-депе. Об этом сообщает официальный сайт правозащитного центра «Мемориал».
«Под давлением усиливающейся международной критики власти Туркменистана пошли на уступки в вопросе о запрете свиданий политзаключенным, содержащимся в секретной тюрьме Овадан-Депе к северу от Ашхабада. Некоторым заключенным, осужденным по религиозным мотивам, недавно было предоставлено свидание с родственниками. Однако эти изменения коснулись не всех групп политических узников», - говорится в сообщении.
По информации, полученной из заслуживающего доверие источника «Мемориала», более 30 родственников осужденных по обвинениям в «исламском экстремизме» были доставлены на автобусе из Ашхабада в изолированный комплекс Овадан-депе, где впервые после суда смогли увидеть своих родных через разделительное стекло и общаться с ними около 40 минут. Жена одного из них сообщила, что ее муж выглядел сильно похудевшим и что официальные лица пообещали ей разрешить следующее свидание через два месяца. До этого она более десяти месяцев не знала, где находится ее супруг.
Как отмечается в тексте, вопреки международным стандартам и нормам национального права, начиная с 2003 года свидания всем группам политических заключенных в Овадан-депе были запрещены на основе секретных распоряжений, а для осужденных за общеуголовные преступления свидания в редких случаях организовывались за пределами тюрьмы. Ситуация не изменилась и после принятия в 2011 году нового Уголовно-исполнительного кодекса Туркменистана, предусматривающего право всех заключенных на свидания и переписку. Сотни политических узников до последнего времени содержались изолированно, при этом власти отказывались сообщить даже об их местонахождении.
В 2013 г. вопрос о недопустимости «режима инкоммуникадо» был инициирован кампанией «Покажите их живыми» (участником которой является Правозащитный Центр «Мемориал») и получил поддержку на международном уровне. Вопросы о судьбе политических узников, бесследно исчезнувших в туркменских тюрьмах, поднимался на различных площадках ООН, ОБСЕ, Евросоюза. Власти Туркменистана вынуждены были реагировать на многочисленные обращения международных организаций. Начиная с февраля 2018 года ходили слухи, что некоторым заключенным, осужденным по религиозным мотивам, впервые были предоставлены свидания на территории комплекса Овадан-депе. Но, как отмечал директор центральноазиатской программы «Мемориал» Виталий Пономарев, эти сообщения не имели ясного подтверждения. Теперь же о новой практике можно говорить уверенно.
Начавшееся изменение подхода властей — важное свидетельство успеха кампании. Впрочем, проблема далека от разрешения. Большие группы политических узников, включая осужденных по за «покушение» на Сапармурата Ниязова в 2002 году, некоторых мусульман и бывших высокопоставленных чиновников по-прежнему содержатся в изоляции от внешнего мира и родственники этих заключенных не знают, живы ли они.
В апреле текущего года в Комитете ООН по правам человека в Женеве состоялись слушания по правам человека в Туркменистане в рамках подготовки Универсального периодического обзора (УПО) ООН. Представители гражданского общества и правозащитных организаций доложили о ситуации с правами человека в этой стране. Представители ряда стран Европы по результатам слушания национального доклада Туркменистана о выполнении им обязательств в области прав человека порекомендовали Ашхабаду подписать протокол, позволяющий правозащитникам без предупреждения посещать тюрьмы.
Овадан-депе («Живописный холм») — политическая тюрьма, построенная во времена президентства Сапармурата Ниязова. Туркменбаши лично участвовал в проектировании тюрьмы и курировал ход строительства. Овадан-депе предназначена для содержания политических оппонентов, критиков режима и опальных чиновников. Заключенные полностью отрезаны от внешнего мира. Им не приносят газет, не дают возможности смотреть телевидение и слушать радио. Кроме того, надзирателям и охране строго запрещено разговаривать с узниками, которых содержат в суровых условиях: зимой в камерах холодно из-за отсутствия отопления, а летом невыносимо жарко, поскольку нет вентиляции. Провинившихся узников содержат в так называемых «горбатых» камерах — высота потолков в них 120 сантиметров, и заключенный не может выпрямиться во весь рост.
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...