2016-4-11 07:32 |
На нашем портале стартует новый проект - «Вся султанская рать». Московский тюрколог Ильшат Саетов начинает в режиме онлайн писать одноименную книгу, посвященную современному политическому режиму в Турции.
«Фергана» опубликует фрагменты произведения по мере их создания. Книга, как надеется автор, будет представлять собой научное по содержанию произведение, написанное в публицистическом стиле, с некоторыми вкраплениями художественного вымысла в тех местах, где он уместен.
* * *
«Все счастливые народы счастливы по-своему, все несчастные - похожи друг на друга».
Анонимный автор
«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
Джон Дальберг-Актон
«Последуйте за теми, кто не просит у вас вознаграждения. Ведь они - на прямом пути».
Коран, 36:21
Пролог
Биляль проснулся от резкого звонка, которого не должно было быть. Лег он вчера поздно, собираясь спать до обеда, поэтому выключил звук на телефоне. Внезапное вторжение громкой музыки в тихую идиллию спальни означало только одно - звонил папа. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган всегда требовал, чтобы все на его вызовы отвечали в любое время суток и в любой точке мира. Поэтому приходилось возиться со каждым новым телефоном, внося отца в «белый список» и отключая звук через запрет всех остальных вызовов. Пытаясь открыть глаза, младший сын премьера сел и пошарил рукой на тумбочке, нащупал вибрирующий металлический брусок. Так и есть, фотография отца.
- Па. .
- Биляль, возьми другой телефон.
Гудки. Ну да. Крипто-телефон, который для Биляла и его отца предоставила турецкая разведка, было невозможно прослушать. Отец был высшим должностным лицом в стране, мог себе и семье позволить общаться без лишних «ушей». «Придется вставать с постели», - обреченно подумал Биляль. Позевывая, он подошел к шкафу, поднял с полки гораздо более тяжелую и толстую трубку, которая тотчас зазвонила.
- Да, папочка. - сонный вязкий голос выдавал его с головой, которая, к тому же, вдруг разболелась.
* Имеется в виду Эрдоган Байрактар, в 2011-2013 гг. министр градостроительства и окружающей среды Турции. - С утра, это, началась операция, этого Али Агаоглу, Резу Зарраба, сына нашего Эрдогана*, сына Зафера, сына Муаммера, сейчас у них дома обыски, - продиравшийся сквозь бесчисленные электронные коды шифрования голос отца был смертельно уставшим, с легкими нотками тщательно скрываемой паники. Биляль не сразу понял, о чем речь, но его уже предварительно начал прошибать холодный пот.
- Еще раз повтори, папочка.
- Я говорю, сына Муаммер-бея, сына Зафера, сына Эрдогана, Али Агаоглу, Реза Зерраба и других там, у восемнадцати человек сейчас по «Большой взятке» делают обыски и так далее.
«Что?! Твою… Боже мой! …. » - Биляль окончательно проснулся в шоке от услышанного.
- Ага, - промычал он в ответ.
- Понял, я же говорю - ты из дома вынеси все что есть, хорошо? - Папа быстро перешел к делу.
- А что у меня может быть, у тебя в кассе деньги.
- Я про это и говорю. Еще я посылаю сейчас сестренку. Хорошо?
- Кого посылаешь?
- Говорю, сестренку твою посылаю, - папа уже раздражался от тугодумия Биляля.
- А, хорошо, - сын премьер-министра вздохнул. Сейчас явно было не время высказывать свою обиду по поводу того, что ключи от двух сейфов размером с гостиную комнату отец доверял только его сестренке.
- Затем также эти сведения у нее есть, с братом поговори.
- Ага, - Билялу хотелось сказать что-то более разумное, но не получалось.
- У нее… Давай это так сделаем, ты с дядей там поговори, пусть он тоже вынесет, с шурином, он тоже.
«Черт, там же вагон денег, куда мы все это денем?!» - дошло до Биляла.
- Что с ними делать, папа, куда деть?
- В определенные места это сделай уж. - На заднем фоне рядом с отцом мамин голос подсказал: «Берат». Биляль тотчас вспомнил про мужа своей сестры Эсры:
- У Берата тоже есть.
- Ну и я про то же говорю, вы сейчас соберитесь, бери дядю, не знаю есть ли у шурина Зии, хорошо? И сразу брату Бураку это сделай, хорошо?
Реджеп Эрдоган и его сын Биляль
«Черт, а если полиция приедет прямо сейчас?! Или когда мы откроем сейф? Может просто купить билет на ближайший рейс? Только куда?» - у Биляля начало что-то тонко подвывать в районе кишечника.
- Хорошо, папа, то есть Сюмеййя вынет и скажет куда мне увезти?
- Ну да, давай уже это, думай про те, что у вас, вместе с шурином и все такое.
Отец явно не продумал путь быстрой эвакуации этой кучи коробок с долларами и евро, это же чёртовы десять тонн бумаги! Кто же знал, что дело может дойти на обыска в доме самого всесильного премьер-министра. . .
- В смысле - куда их деть?
- Да, да, давай сразу свяжись до десяти часов, потому что тема… - Отец как-то мялся, боялся, несвойственная ему безжизненность сквозила в отцовском голосе.
- Хорошо, папа.
- Хорошо, будь на связи.
- Ладно, папочка.
Отец повесил трубку. Биляль в прострации стоял еще несколько минут, не зная, в какую сторону двинуться. Затем машинально вернулся, сел на кровать, выпил воды из стакана. Черт возьми, нахрена было хранить миллиард баксов дома наличными?! Тут он вспомнил все свои дела с Резой, с арабами, с фондом ТЮРГЕВ, с акциями фирм и махинации с землей, и ему стало совсем нехорошо. «Даже если все деньги вывезем, при таком размахе дела наверняка они и меня пасли, записывали, твари… Но как они посмели?! Это же наша страна, все же уже присягнули папе… Неужели эти упёртые джамаатчики…» Но размышления надо было оставить на потом, пора было действовать и избавиться от этих зеленых и не очень бумажек. Немного успокоившись, Биляль пошел умываться, на ходу звоня зятю Берату.
Введение
Таким застало семью Эрдоганов утро 17 декабря 2013 года. Этот день, по мнению многих наблюдателей, стал самым длинным днем в жизни премьер-министра того периода, а ныне - президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Следствие и аресты по коррупционным делам 17 и 25 декабря стали шоком не только для его семьи и подозреваемых по делу о коррупции, но и для всей турецкой общественности и ученых, занимающихся Турцией. Это касается не только и даже не столько экономики. Просочившиеся в интернет сотни записей разговоров, опубликованные документы следствия, интервью с причастными лицами - все это позволяет понять настоящее устройство режима Эрдогана с самых разных сторон. Можно наверняка утверждать, что ни в одной стране мира нет такого количества первичного инсайдерского материала в открытом доступе. Эти скандалы стали точкой отсчета для новой эпохи, которую турецкий народ и весь регион переживает сейчас.
В какой-то степени происходящее было читаемо для специалистов, однако развитие событий и их катастрофичность стали откровением для всех. Турция внезапно ворвалась в общемировую повестку дня, в первый раз после протестов на площади Таксим в июне этого же года. В то же время турецкие события, их предыстория и сущность происходящего настолько запутаны, что в двух словах или даже в нескольких статьях не объяснить, как бы я ни пытался это сделать. Нередко редакторы российских медиа, в которых я публикуюсь, говорят мне, что та или иная статья им не подходит, поскольку «читатель не поймет, слишком про Турцию». Поэтому я решил написать подробнее, так, чтобы было интересно не только тюркологам, но и всем образованным людям.
Ильшат СаетовТема устройства режима Эрдогана в Турции стала особенно интересна россиянам после инцидента с российским военным самолетом, сбитым на границе Сирии с Турцией 30 ноября 2015 года. Вдруг, после резкого политического поворота в отношениях между нашими странами, многие так называемые эксперты «прозрели» и начали наперебой ругать Турцию. При этом они, как и прежде, в происходящем разбираются крайне слабо, и чаще всего говорят просто чушь, подходя к оценке политических событий очень тенденциозно. Эта книга должна заполнить зияющую дыру в знании о современной Турции 2000-х, которая образовалась не в последнюю очередь из-за дружеских, а теперь - крайне враждебных отношений между лидерами двух стран. Критика режима Эрдогана до сбитого самолета не воспринималась адекватно. Теперь же спокойный анализ и призывы не впадать в истерику на фоне изрыгающих проклятия туркофобов и телевизионных «экспертов» воспринимаются чуть ли не попыткой «встать на сторону врага».
По совету друзей я решил использовать несколько нестандартный подход в написании книги. Она делится на две составляющие - это рассказы с диалогами и главы с объяснениями. Основные факты в рассказах - события, даты, имена - целиком опираются на действительность. Прямая речь в разговорах полностью дана как есть - я взял их из выложенных в интернете записей, сделанных турецкими правоохранительными органами в ходе коррупционного следствия. Практически все они пронумерованы и относятся к конкретному делу. Моими домыслами являются только эмоциональные и интенциональные грани сюжетов и героев; и даже в них, смею надеяться, я ошибаюсь не критически. Между прямой речью я пытаюсь дать дополнительную информацию, но для более полного понимания ситуации написаны главы с объяснениями. В них дана канва, предыстория, иногда - последствия тех или иных событий или высказываний. Я также использовал свои наработки из уже опубликованных в разных СМИ статей, поскольку ход истории все больше доказывает состоятельность моих основных тезисов.
Онлайн будет выкладываться только часть текстов, без ссылок и примечаний, кроме самых необходимых. Содержание размещенных в интернете текстов будет дополнено и переработано для печатной версии. Тексты защищены авторским правом, их копирование и распространение запрещается. Буду очень рад замечаниям и предложениям, пишите на saetov собачка mail. ru.
Ильшат Саетов, кандидат политических наук, тюрколог (Москва)
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...