В Ташкенте снимают современный вариант культовой кинокомедии «Об этом говорит вся махалля»

В Ташкенте снимают современный вариант культовой кинокомедии «Об этом говорит вся махалля»
фото показано с : fergananews.com

2016-12-12 18:09

и могут их процитировать. Кинокомедия Шухрата Аббасова, вышедшая на экраны 56 лет назад и сразу же полюбившаяся зрителям не только в Узбекистане, но и в других республиках СССР, стала классикой советского узбекского кино и до сих пор считается одним из лучших фильмов, снятых в этом жанре.

Сейчас известные узбекские кинорежиссёры, отец и сын Шухрат и Назим Аббасовы, заканчивают в Ташкенте съёмки нового фильма – своего рода продолжения этой культовой картины.

Новая работа творческого тандема представляет собой современную интерпретацию вечной национальной темы махалли (узбекский квартал, община). И если действие первого фильма происходит в ташкентской махалле начала 60-х годов прошлого века, то герои нынешнего фильма – жители современной махалли города Ферганы.

Напомним вкратце сюжет ленты 1960 года. В одной из махаллей старой части Ташкента, в глинобитных домиках напротив большого нового корпуса живут семьи строителей: каменщик с женой и дочерью Сайёрой, старушка Мехрихон (Лютфи Сарымсакова), сын которой Азимджан завершает учёбу в Москве, завскладом Арслан с сыном-крановщиком Умаром (Хамза Умаров). Сайёра только что окончила школу, тайком от родных поступила на завод. Соседки усиленно пытаются вмешаться в её судьбу: Мехрихон хочет женить на ней Азимджана, а жена Арслана - своего сына. После ряда недоразумений оказывается, что Азимджан уже женился в Москве, а Умар влюблён в Умиду, работающую с ним на стройке. Молодежь помогает Умару преодолеть сопротивление родителей и жениться на Умиде. Счастливые семье переселяются из махалли в только что отстроенный дом.

Картина с успехом прошла в кинотеатрах, она и сейчас одна из самых любимых кинолент в Узбекистане. В ней показаны два поколения – старое и молодое, но по общему колориту он получился молодёжным. Фильм снимался в те годы, когда ташкентцев учили жить в многоэтажках. Город строился, а старые дома, где привыкли жить общинами, сносили. Спор двух поколений Шухрат Аббасов воплотил в музыкальную комедию. (Википедия, Кино-театр. Ру).

в 1960 году. Считается одним из лучших узбекских фильмов. Премьера: август 1960 (Ташкент), 25 января 1961 (Москва). Сценаристы - О. Рамазанов, Б. (Юлий) Рест; литературный перевод на узбекский язык - А. Каххар; оператор – В. Владимиров; композитор – М. Левиев. Актеры: Халида Исхакова, Р. Мадрахимова, Хамза Умаров, Тулкун Таджиев, Лютфи Сарымсакова, Икрома Болтаева, Марьям Якубова, Раззак Хамраев, Рахим Пирмухамедов, Роза Ризамухамедова, Сагди (Сегидход) Табибуллаев

«Это ни в коем случае не повтор того фильма»

85-летний мэтр узбекского кино Шухрат Аббасов рассказал «Фергане. Ру» предысторию создания фильма «Об этом говорит вся махалля» и его сегодняшнем воплощении.

- В 1959 году я окончил высшие кинорежиссерские курсы при «Мосфильме», и мне нужно было самостоятельно поставить свой первый большой фильм. Я прочитал много книг: романов, повестей, рассказов, но это не предвещало ничего хорошего для меня в смысле кинематографии. Все это было интересно как литература, но кинематограф имеет свой язык. Тут сыграли роль еще и мои личные кинематографические интересы, мои позиции: я учился у Довженко, Ромма, Козинцева, Трауберга, Рошаля, Пырьева – это была великая школа, очень требовательная, критерии были высокие, поэтому хотелось сделать хорошую картину.

И как-то мой учитель Александр Иосифович Гинзбург, в то время главный режиссер узбекского академического театра имени Хамзы, будучи в Москве, позвонил мне на курсы и сказал: «Шухрат, ты студент, может быть, хочешь покушать что-нибудь вкусное, тогда я приглашаю тебя в ресторан «Арагви», познакомлю с очень интересным человеком». Тогда Гинзбург познакомил меня с Георгием Товстоноговым, с которым они были старыми друзьями, вместе учились в тбилисской школе, окончили один институт, не виделись много лет и решили отметить встречу.

Товстоногов внимательно посмотрел на меня и спросил: «Что вы думаете ставить?», я сказал, что не знаю, что мне ничего не нравится. Он говорит: «Тогда я вам скажу одну вещь: первый фильм художник должен сделать гениальным, второй - может быть очень хорошим, третий - просто хорошим, следующие фильмы могут быть посредственными, но вы всё равно останетесь «гениальным художником». Но если вы начнете с неудачи, то вам придется много лет убеждать людей вокруг и разные организации, что вам «нужно дать снять фильм».


Режиссеры Шухрат и Назим Аббасовы. Фото © Павел Кравец

Тогда я его спросил: «Что же я должен делать, посоветуйте?!» И он ответил: «У меня в театре есть заведующий литературной частью Юлий Рест, во время войны он был эвакуирован в Узбекистан, жил там много лет, часто вспоминает и хвалит узбеков. Говорит, что породнился с этим народом, что ему предоставили дом и двор, кормили его. И столько было хороших людей, которые отнеслись к нему по-человечески, что эту доброту он никогда в жизни не забудет. Этот человек с удовольствием поедет к вам в Ташкент и напишет сценарий для вашего фильма, но поскольку в силу своего почтенного возраста (к тому времени Ресту исполнилось 86 лет) он самолетами не летает, вы привезете его и отвезете обратно на поезде».

Я так и сделал. За двенадцать дней Юлий Рест написал мне сценарий совместно с Абдуллой Рамазановым, преподавателем русского языка, любителем, который никогда не писал сценарии. У Рамазанова было две страницы замысла, и на этих листках я прочитал коротенькую запись. Там мать пишет своему сыну, который учится в Москве: «Сынок, я тебе тут приготовила невесту, ты приедешь, женишься. Ради Бога, не привози мне жену из Москвы. Твоя невеста - чудесная девочка, соседка, она тебя ждет». Когда я прочитал это, подумал: «Это же прямо о моей матери!» (смеется). Моя мама мне такое же письмо написала, когда я учился в Москве. Ну, все матери хотят знать, на ком женятся их сыновья, знать – откуда и кто она, мало ли кого сын может привезти.

Я сразу же стал работать над сценарием, но он был написан на русском языке, а на следующий день нужно было выходить на съёмочную площадку к узбекским актёрам. Я посчитал это просто неприличным, думая о том, как актёры, говорящие на узбекском, будут играть русский текст. Это будет фальшиво, неорганично. И я поехал к писателю Абдулле Каххару, который в тот момент лежал на лечении в первом стационаре на Луначарском шоссе.

Я попросил его перевести диалоги на узбекский язык, он взял сценарий и говорит: «Вы думаете, это так просто делается? Мне нужно посмотреть, подумать, приходите за переводом недели через две». Я говорю: «Нет! Завтра первый день съёмок, я прошу вас сделать это сейчас!». Он отвечает: «Вы странный человек, берёте меня за горло, я же болен, сейчас иду на процедуры». Я в ответ: «Но у меня нет другого выхода, спасите меня!» Тогда он сел на скамейку, я дал ему бумагу, ручку, он стал писать, а я говорю: «Ой, нет-нет, в этом месте не так, мы задумали такую-то реплику, прошу ее перевести точнее». «О, молодой человек, - говорит Каххар, - вы, оказывается, сами всё знаете, возьмите и напишите», и вернул мне бумаги. «Извините, - говорю, - больше мешать не буду, вы знаток узбекского языка, большой мастер».


Кадры из фильма «Об этом говорит вся махалля» 1960 года

Тогда он сказал: «Вон, видите, девушка гуляет, медсестра, у нее очень красивые глаза, а вы, я вижу, холостой, идите, покрутите ей мозги часа два, и я вам все сделаю». И действительно, я познакомился с голубоглазой красавицей, побеседовал с ней, через некоторое время вернулся, заглянул в тетрадь, в которую записывал свой перевод Каххар, и стал хохотать: такие невероятные реплики, очень национально, великолепно! Вот такой блистательный знаток языка – писатель Абдулла Каххар.

Он был хорошим сатириком, писал прекрасные пьесы. И когда я ему дал денег за работу, тысячу рублей, он сказал: «Я не возьму ни копейки, только обещайте, что после этого фильма вы прочтете мои рассказы и, может быть, захотите воплотить их в кинофильм. Дайте мне вашу руку, я её пожму, пожелаю вам успеха, и чтобы вы не изменили своему слову». Мы пожали друг другу руки, и когда он отвернулся, я эту «тыщу» незаметно положил ему в карман халата.

Фильм пошел в народ, он популярен и сегодня. Диалоги из него расхватаны, реплики повторяют без конца, они очень смешные, жизненные, не выдуманные, не искусственные.

И вот появилась идея снять продолжение этого фильма. Пять лет назад я написал сценарий, но один из тогдашних руководителей кино прочитал и не захотел запускать фильм в производство. Сценарий валялся несколько лет. А в начале этого года ко мне обратились из кинокомпании «Dono Productions», сказали: «Мы хотим запечатлеть ваше творчество документально, пока вы живы, здоровы, пока вы весь в творчестве, преподаете. Напишем о вас книгу, сделаем фильм, как вы работаете над своей очередной картиной. Вы будете снимать сколько угодно, мы вам создадим условия».

Я безумно люблю свою работу, с таким увлечением работаю, но это ни в коем случае не повтор того фильма, это совсем другая картина, я уже повзрослел. То был мой первый фильм, я был молод, был влюблен, одухотворен надеждами, это была пора удивительных мечтаний, и все это вошло в мою картину, волнение души, страсть моя вошла в эту картину, поэтому она бессмертна, уже 56 лет народ ее с удовольствием смотрит. А новый фильм я делаю про сегодняшнюю махаллю.


Кадры из фильма «Об этом говорит вся махалля» 1960 года

- Шухрат Салихович, в чем идея вашего нынешнего фильма?

- Махалля – это образ жизни узбеков. Другой жизни у нас нет, понимаете? Поэтому, с одной стороны, мне хочется сохранить эти национальные традиции, наш так называемый менталитет, и вместе с тем дать полную картину сегодняшней жизни общества. Там показан образ председателя махаллинского комитета, женщины, она хромает на правую ногу: в свое время ее бросил муж, кинул в нее «поганое» ведро и сломал ногу. Эта женщина родила от него трёх сыновей, которых он оставил и уехал куда-то на заработки еще в период горбачёвской перестройки, когда у нас здесь уже ничего не было в магазинах, даже зубной пасты, всё было лимитировано. Он бежал из Узбекистана и оставил её с тремя детьми.

Она одна вырастила своих сыновей. Первый сын стал очень крутым бизнесменом, а мать всё время просит у него денег - то на одно, то на другое. То нужно построить в махалле футбольную площадку для детей, которые играют на улице, и их чуть не сбивает машина, к тому же, они мячом попали в голову его мамы. То нужно открыть швейную фабрику, чтобы устроить безработных девушек махалли.

Второй сын стал поэтом. Третий – мечтатель: всегда мечтал стать архитектором, но не попал в институт, провалил экзамен. Вернувшись домой в Фергану, он обманывает близких, утверждая, что архитектор, что по его проектам в Ташкенте строятся какие-то великие здания. Затем он едет в Ташкент, потому что там он влюбился в девушку, которая тоже не смогла поступить в консерваторию. И далее идет история трёх сыновей, которых мать хочет женить. По узбекским обычаям, если старший сын не женился, то младшим неприлично жениться раньше старшего брата. . .


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

Вот такая история, где все друг друга подталкивают, чтобы старший женился, на этом строится у нас комедия. И, конечно, всё кончается свадьбой, гармонией. Но прежде, чем прийти к такому счастливому финалу, они проходят через ряд почти трагических испытаний, клеветы. У старшего брата отнимают бизнес, лишают всего, есть у нас ещё такие злые люди в махалле. Но, как я уже говорил, все заканчивается хорошо.

Этот фильм мы делаем совместно с моим сыном – режиссёром Назимом Аббасовым. Работаю с увлечением, импровизирую на ходу. Актёры раскрываются - один лучше другого. В главной роли, в образе матери – Дильбар Икрамова, известная комедийная актриса, Народная артистка Узбекистана. Говорят, что вот, мол, раньше были актёры, а сейчас их нет. Всё это чепуха. Я удивляюсь, какие таланты у нас сегодня есть, и пытаюсь так создать драматургию, чтобы каждый актёр в моем фильме понял, что он может сделать величайшие открытия - как для себя, так и для зрителя. К сожалению, у нас в стране дефицит литературы, драматургии, дефицит ролей, образов, характеров, дефицит сценариев – нечего играть. Очень поверхностные истории, ситуации, не полнокровные, не живые характеры…

И сейчас я переделываю всю драматургию. Имея великолепное образование, 60 лет педагогической деятельности, я постоянно работаю с актерами в институте над этюдами, спектаклями, нахожусь в творчестве, при том, что пятнадцать лет мне не давали снимать фильмы (в прошлом году после 15-летнего перерыва вышел фильм Шухрата и Назима Аббасовых «Дилор, Дилор… Дил ва Ор» («Дилор, Дилор… Душа и Честь») - Прим. «Ферганы»). И можно сказать, что я дорвался, с таким наслаждением я сейчас работаю.


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

- Кто финансирует съёмки?

- По сюжету фильма старший сын участвует в доле знаменитого Кокандского текстильного комбината «Indorama». Огромное, могучее предприятие показано в картине. Это кокандцы и ферганцы дают нам деньги. Они хотят, чтобы мы сделали фильм от имени Ферганы. Тем более, что Фергана, Коканд – моя родина. Часть съёмок была сделана в Ферганской долине, основные съёмки проведены в Ташкенте, но делались «под Фергану». Есть и ташкентские эпизоды, где парень полюбил девушку. Фильм будет грандиозный, большой по объему, нами уже снято материала на шесть часов экранного времени. Ведь махалля – это целое «государство», где происходит своя, полная событий, жизнь.

Сейчас мы монтируем отдельные куски и пока не знаем, какой именно будет фильм. Возможно, многосерийный для телевидения, если они захотят. Посмотрим, как всё сложится. А пока мы снимаем материал о том, как складывались любовные истории этих ребят, даем жизнь целой махалли, где главная героиня не только мать своих детей, она - «мать» махалли, где все ей близки.

Сама она живёт очень бедно, а сын – миллионер. Она не хочет жить в его богатом доме, потому что не привыкла так жить, не хочет, чтобы люди смотрели на неё как на чужую. Люди там живут разные - кто богаче, кто нуждается. Но она хочет жить так, как жила всегда: в своем старом доме, где вышла замуж, где похоронила родителей, где родила и вырастила троих сыновей.


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

Но вот старший сын ушел – она поссорилась с ним, потому, что не захотела у него жить. Сын построил трёхэтажный дом, а тень от него упала на дом соседа, который много лет выращивал цветы, и те погибли от недостатка солнечного света. Сосед устроил скандал, они стали врагами, но, по иронии судьбы, сын героини влюбляется в дочь соседа. Вот такая удивительно интересная история – всё через остроту конфликта.

- Шухрат Салихович, свободны ли, на ваш взгляд, нынешние узбекские режиссёры в своём творчестве, подцензурно ли ваше творчество, насколько оно «идеологически выдержано» в условиях современного Узбекистана?

- В советское время я на каждый фильм получал по две сотни замечаний, потому что всё должно было соответствовать коммунистической пропаганде. Цензура была очень сильной. Вместе с тем мне давали работать, давали государственные премии, получил высокое звание Народного артиста СССР и так далее. Но прежде чем фильмы выходили, была огромная борьба. Я лишался ног, лежал по четыре месяца в больницах с фильмом «Ташкент – город хлебный». А вот когда я сделал свой недавний фильм «Дилор, Дилор… Дил ва Ор», то не получил ни одного замечания, ну, кто-то там сделал незначительное замечание и всё, фильм вышел на экраны и сейчас успешно идёт.

Самое страшное не государственная цензура, а самоцензура. А еще – близорукость, безграмотность, невежество, поверхностное суждение о жизни. Нечего сказать «художникам», понимаете? Когда их единственная цель - заработать деньги. Очень дёшево снять картину в одной комнате с двумя персонажами. И ничего не вкладывая, они хотят так прожить.


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

Если говорить об «идеологии», то есть разные идеи – идеи государства, личности, общества, оппозиции и так далее. Если в творчестве эти идеи высказываются напрямую, без поэтического преобразования, поэтического осмысления, поэтической образности, не через живые национальные характеры, и есть только голая пропаганда, то это - фильмы-плакаты, такие тоже существуют. Тогда мы остаёмся на уровне фильмов-плакатов. Это особый жанр.

Все жанры хороши, кроме скучного, сказал Вольтер. Может, и жанр плаката нужен. Пожалуйста, делайте. Делайте глубоко психологический фильм. Делайте триллер. Делайте комедию, трагикомедию. Но всё - через характер, через образы людей. Как сказал Максим Горький, перефразируя Архимеда: «Дайте мне характер, и я вам создам великолепную литературу» (смеется).

Самое главное – дать характер человека. И здесь важно умение создать диалектически сложный характер, а не примитивный, когда идея выражается прямолинейно. Идея должна быть запрятана, она должна рождаться в голове у зрителя.

Как сказал Кант, «идеи не падают с неба, идеи рождаются в людях». Художник должен стремиться к этому. В противном случае это будет поверхностная дидактика от автора - идеи прямо высказанные. Это скучно, ни один человек не любит, чтобы ему читали нотации. И уже появляется стена между художником и зрителем, который перестает уважать художника, когда видит, что тот абсолютно «правильные» вещи высказывает впрямую.

К этим истинам зритель должен идти совместно с персонажем. Обогатившись опытом его сюжетных движений, зритель должен прийти к принятию этих идей или к их отрицанию. Если этим не заниматься, будет поверхностное произведение.


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

Гегель был гениальным, написав свою «Эстетику», где он говорит, что характер – это борьба противоречий в каждом человеке. И мораль, и нравственность – это борьба. Никто не верит, когда мужество написано на лбу. Наоборот, интересно, когда трусливый человек совершает мужественный поступок. А мы все – трусы, нет среди нас героев. Но один сможет преодолеть свою трусость, а другой – нет. И тот, кто преодолел, считается героем.

Ещё древние сказали: «миром движет страх». Страх уронить свое достоинство. Страх остаться одиноким. Страх остаться без матери, без друзей. Страх остаться без идеи, остаться наедине со своими муками и сомнениями. Видите, все время человек живет в каком-то страхе. И если ты сможешь его преодолеть, то ты – мужественный человек, ты – жизнеспособен.

Беседовал Павел Кравец

.

Подробнее читайте на ...

фильм фильма всё сын махалля шухрат идеи время

Фото: fergananews.com

В киргизский прокат выйдет первый в Центральной Азии детский фантастический фильм

Фрагмент афиши фильма «Жетикс». Фото из соцсетейВ Кыргызстане режиссером Суйуном Откеевым снят первый детский фантастический фильм «Жетикс», сообщает портал Kloop. kg. Его прокат в кинотеатрах республики начнется 18 января наступающего года. fergananews.com »

2017-12-26 13:55

Фото: fergananews.com

Фильм «Карачаганак: Дети в обмен на нефть» занял второе место на международном фестивале в Каракасе

Документальный фильм «Карачаганак: дети в обмен на нефть» занял второе место на Первом международном фестивале короткометражных документальных фильмов о правах человека «The Right Cut» в Каракасе (Венесуэла), а сценарий фильма был признан лучшим. fergananews.com »

2016-04-07 16:42